Третий день мир моды обсуждает громкий скандал с участием Ульяны Сергеенко и Мирославы Думы. С Западом все понятно: там царит единодушие — практически все выступили против российских звезд, которых обвиняют в расизме и гомофобии. А как у нас? SPLETNIK.RU собрал высказывания отечественных знаменитостей и представителей фэшн- и медиасообщества.
Сначала главу дома Ulyana Sergeenko обвинили в расизме из-за неуместно употребленного слова на букву "н", оскорбляющего чернокожих людей, а позже выяснилось, что и ее подруга Дума (с подачи которой вообще-то все и случилось) несколько лет назад позволяла себе резкие высказывания в адрес геев и трансгендеров: в сеть попало видео, где основательница проекта Buro 24/7 Мирослава, например, проходится по модели Андреа Пежич (тогда еще Андрею) и блогеру Брайну Бою. Грянул скандал. Такой силы, что у самых влиятельных русских модниц Запада, как их принято было величать раньше, начались проблемы. Извинения не помогли: Сергеенко осудило все мировое фэшн-сообщество, о презентации ее новой коллекции не написал почти никто из влиятельных модных изданий, а Мирославу — не считая истерики и травли в соцсетях — тут же исключили из совета директоров детского интернет-магазина The Tot, который она же и создала.
В отечественном медиапространстве, связанном с модой, эту историю близко к сердцу приняли многие, ведь и Ульяна, и Мирослава были из тех немногих отечественных дизайнеров и селебрити, которым удалось закрепиться за рубежом: с ними водили дружбу, ими гордились, их поддерживали. А даже если критиковали или высмеивали, то не то чтобы очень остро: противопоставить международному успеху и фото с Ким Кардашьян и Канье Уэстом злопыхателям было нечего. Казалось, все за них. Казалось: когда тайное прошлое стало явным, многие прежние "друзья" поспешили заклеймить вчерашних подруг. Другие же с таким рвением принялись их защищать, словно забыли, что расизм, гомофобия, трансфобия, слово на букву "н" — это и правда всегда плохо.
Алена Долецкая
Это очень грустная история, когда наиболее заметные русские игроки в индустрии моды, которые тратят большие деньги и на свою деятельность и на ее продвижение в России и зарубежом, позволяют себе такую недопустимую и, увы, преступную небрежность в выборе своих слов и сообщений. Очень надеюсь, что это произошло по банальному недоумию, а не из-за осознанного расизма
Дарья Веледеева, главный редактор издания Harper's Bazaar
Если вы спросите меня, что я думаю о расизме и толерантности, двух самых горячих темах для обсуждения на парижских показах haute couture, то я отвечу вот что. Расизм абсолютно недопустим и неприемлем, тут и обсуждать нечего. Но в борьбе с ним все-таки не все методы хороши, и публичное осуждение не должно превращаться в травлю. И думаю, что если бы когда-то, лет через 20, журнал Esquire спросил меня о моих правилах жизни (мечтать же не вредно, да? Никого, надеюсь, этим не оскорблю?), то мой свод начинался бы с главного. Заступаться за друзей — норма жизни, а не исключение. Даже если страшно и политически некорректно. И даже — и тем более — если они трагически ошиблись.
Павел Вардишвили, редактор-обозреватель журнала L'Officiel
Мне, правда, жаль этих дам, до сих пор живущих в 2012-м и не следящих за языком. И даром что у одной показы в Париже, а другая как будто бы в интернете разбирается. Но тут даже ребенку понятно, что никакие они не расистки. Просто одна богатая белая девочка может назвать другую такую же nigga. А что касается видео, то Дума ошиблась лишь в Кардашьян, но вовремя с ней подружилась. Андреа Пежич действительно ничем не прославилась, кроме своих операций, а блогер Брайн Бой только и может, что выкладывать подаренный ему шмот. Я бы тоже никогда о них не стал писать.
Соавтор Паши по телеграм-каналу "Психо Daily", Филипп Миронов, возразил Паше
Я считаю, что уровень ответственности за слова и действия прямо пропорционален твоему социальному статусу. Власть и ее эманации — деньги, слава, лайки в инстаграме — в современном мире, страдающим от того, что люди такие разные, означают вину. Если ты богат и знаменит, то виноват еще перед тем, как начал говорить. Вначале извинись, пожалуйста, потом говори — спасибо тебе за это и извини за просьбу.
Понятно, что поступок Ульяны и Мирославы с н-ворд глупый, прежде всего. Но оправдывать его, упрекая мир в излишней чувствительности, — все равно, что смеяться над пошлыми шуткам Путина и предложением Маши Захаровой устроить финскому журналисту тур по Чечне в ответ на вопрос о преследовании там геев.
Ты русская, ты богатая и знаменитая, и в общении с миром все это делает тебя жутко несвободной. Особенно учитывая, отрицательное обаяние русской моды, которая держится на негодяйском образе страны и грязных деньгах. Туда вас ткнут мордой при первом удачном случае, припомнив, откуда вы, и что говорили в 2012-м, и вот же такой случай!
За н-ворд стоит огромная история американской борьбы с дискриминацией. Его употребление возможно только как обращение одного рэппера к другому, как символ победы над угнетателями, как проявление свободы, которую не купишь за деньги папы и мужа. Нельзя этого не знать. А если знаешь, и думаешь, что заслужил это слово, как Канье и Джей Зи, то твоя глупость превращается в бестактность и становится реальным оскорблением. Я в этом смысле понимаю Наоми, которая является носителем американской социальной обостренности.
Если переносить сюжет в Россию с ее глубокими дискриминационными традициями, то тоже действует «правило своей среды». У нас Хачом имеет право называть себя блогер Амиран Сардаров, жидами — усталые интеллигенты в «Проливе», а педиками — посетители воскресной «Пропки» (кто-то наверняка собрал бинго). Всем остальным — ну просто нельзя. Ни в бане, ни за столом, ни на бэкстейдже на рейве. Ведь Уля с Мирой это должны понимать. В конце концов, на открытке можно было написать "Приветы всем моим богатым сучкам из России"? Вот это было бы круто.
Вика Газинская, дизайнер
Зачем шэрить видео столетней давности? "Кто САМ без греха — киньте в нее камень". ВСЕ, абсолютно все делают ошибки, и я уверенна, что ты тоже. Мы просто о них пока публично не знаем. так не лучше ли просто промолчать?