Найти тему
ZAVODFOTO.RU

История промышленности России в фотографиях: Ульяновский автомобильный завод в 1941-1954 годах.

15 октября 1941 года началась эвакуация Завода имени Сталина (ЗИС) из МосКвы в Ульяновск на территорию складов Государственного таможенного управления.
Через пять дней первый эшелон с оборудованием прибыл в Ульяновск. Первое время завод выпускал боеприпасы, параллельно шла подготовка к производству автомобилей.
Сборка автомобилей началась 30 апреля 1942 года, и первый собранный в Ульяновске ЗИС-5 принял участие в первомайской демонстрации. К лету за день собирали уже по двадцать-тридцать машин, а к концу года темп сборки увеличился
до восьмидесяти-ста автомобилей в сутки. Всего на заводе до 1944 года собрали 7653 "трехтонки". В это время УльЗИС был головным предприятием по выпуску автомобилей ЗИС-5. Здесь же, в Ульяновске, силами эвакуированных из Москвы специалистов был разработан и запущен в серию упрощенный вариант грузовика военного времени (ЗИС-5В) и воссоздано производство газогенераторных установок ЗИС-21.

Грузовой автомобиль военного времени ЗИС-5В.

Кроме того, в 1943 году было положено начало организации цехов МОЦ-4 и МОЦ-5 для изготовления ЗИС-32, но эти работы были приостановлены, поскольку изготовление машин указанного типа не получило подтверждения в программе завода. В этот же период на заводе собрали несколько сотен грузовиков Studebaker ("Студебекер"),
поступивших по ленд-лизу из Соединенных Штатов Америки. В феврале 1944 года производство ЗИС-5 перевели из Ульяновска в Миасс, а заводу поручили
подготовку к производству нового дизельного грузовика УльЗИС-253, разработанного совместно с Научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ). Практически весь год основного производства на заводе в Ульяновске не было, а вся деятельность сводилась к строительству новых корпусов и выполнению отдельных заказов Народного комиссариата среднего машиностроения (НКСМ) и ГлававтоЗИСа по изготовлению инструмента и приспособлений для будущего производства дизельных автомобилей. Одновременно шло производство опытных образцов дизельных грузовиков, и к празднику Первомая собрали первый опытный грузовик УльЗИС-253.
Приказом НКСМ №346 от 29 августа 1945 года производство дизельных моторов из Ульяновска передали Новосибирскому и Ярославскому автозаводам, а УльЗИСу было поручено наладить выпуск автомобилей ГАЗ-АА и ГАЗ-67. К концу года на завод прибыла группа специалистов с Горьковского автомобильного завода для организации в Ульяновске производства грузовиков ГАЗ-АА (ГАЗ-ММ).

Главный конвейер по сборке ГАЗ-ММ. Укладка рамы.

-2

Заводские испытания автомобилей ГАЗ-ММ, собранных в Ульяновске на соответствие ГОСТу (1950 год).

-3

Спустя два года, 26 октября 1947 года, с конвейера Ульяновского автозавода сошел первый
грузовик ГАЗ-АА. За период с 1947 по 1951 год в Ульяновске было построено 75 964 автомобиля ГАЗ-ММ. Параллельно завод выполняет задание министерства спроектировать новый однотонный грузовой автомобиль и построить его опытный образец.
Этот автомобиль получил наименование УАЗ-300. 20 декабря 1948 года перед Ульяновским автозаводом была поставлена задача развернуть производственные мощности, обеспечивающие полный перевод с Горьковского автозавода сборки грузовых автомобилей ГАЗ-ММ и производство всех узлов и деталей шасси, чтобы уже в следующем году выпускать по графику грузовые автомобили и запчасти к ним в полном объеме.
В 1949 году началась разработка унифицированных с УАЗ-300 автомобилей — УАЗ-302 (1,5 т) и УАЗ-308 («4x4» на базе УАЗ-302) — и глубокая модернизация грузовика ГАЗ-ММ.
Но уже в 1951 году предприятие резко меняет специализацию и переходит на выпуск продукции оборонного назначения (изделия "Ладога" и кабина "590"). В это время завод продолжает официально называться УльЗИС, а неофициально — п/я №80.
Приказом №156 от 23 августа 1954 года п/я №80 получает задание наладить сначала сборку, а затем и производство автомобилей ГАЗ-69. На базе конструкторско-экспериментального отдела создается Отдел главного конструктора под руководством И.А.Давыдова, который принимал от Горьковского автозавода документацию на автомобили ГАЗ-69 и ГАЗ-69А и прицеп ГАЗ-704. Первые десять автомобилей семейства ГАЗ-69 собраны из горьковских деталей к 1 января 1955 года. Всего за период с 1956 по 1973 год построено 596860 автомобилей этой модели.

Модернизированный автомобиль ГАЗ-ММ с закрытой (жесткой) кабиной

-4

Сравнительные испытания опытных полуторатонных автомобилей УАЗ-302 и серийной полуторки ГАЗ-ММ.
1951 год.

-5

Подписывайтесь на мой канал, я Вам ещё много чего интересного покажу: https://zen.yandex.ru/zavodfoto

P.S. Уважаемые друзья!!! Большая просьба. Если у ВАС есть старые фотографии наших заводов присылайте на akciirosta@yandex.ru. Давайте ВМЕСТЕ создавать наш ФОТОАРХИВ - Промышленности России!

Я всегда рад новым друзьям, добавляйтесь и читайте меня в:

LiveJournal / Instagram / Facebook / ВК / Одноклассники / twitter  / Golos.io / Яндекс.Дзен