Старая заброшенная дорога из Черекского в Хуламо-Безенгийское ущелье…
Возможно самая сложная автомобильная дорога на Северном Кавказе и связывает между собой балкарские села Верхняя Балкария и Безнеги, доступная исключительно полноприводной технике и только три-четыре месяца в году, с начала июня по начало октября.
Когда-то этот путь был скотогонной тропой из Верхней Балкарии в Безенги.
Но после открытия разработки полиметаллических руд близ горы Чегетджара в середине XX-века, была пробита грунтовая автомобильная дорога как со стороны Черекского, так и со стороны Хуламо-Безенгийского ущелья
Рудники располагались на весьма внушительной высоте (более 2500м) и в зимнее время, поддержание инфраструктуры, надо думать, было весьма непростым.
Что интересно, но перевал на дороге из Верхней Балкарии в Безенги, в разных местах называют по — разному. Где-то всплывает информация о "Школьном", где-то встречаются
упоминания о перевале "Думала", но правильное название этого перевала — "Чегетджара", по одноименной вершине, через которую проходит дорога. Вернее даже так, дорога пересекает два перевала: Думала (2997м) и Чегетджара(3124м), хотя сама вершина Чегетджара имеет высоту 3414м.
В наше время рудники заброшены, постройки разрушены, а 30км дорога используется только автомобильными путешественниками-экстремалами, да и местными чабанами, которым проще на ГАЗ-66 проехать через перевал, чем делать крюк по асфальту в 60 километров .
Из Верхней Балкарии, дорога идет вдоль быстрой горной реки Чайнашка и петляя, поднимается всё выше и выше, ухудшаясь и сужаясь по мере, продвижения на верх.
Несмотря на начало июня, на высоте более 2000м погода меняется стремительно.
Вот только светит солнце, а через час уже срывается изморозь.
Но на высоте 2000м дорога выходит на высокогорное плато, на котором находится верховое болото и одинокая кошара
Места достаточно дикие и только редкие чабаны могут встретиться на вашем пути, но несомненный плюс — открываются фантастические панорамы на Черекское ущелье
Участок старой дороги от кошары до третьей ступеньки серпантина уже размыты за многие годы запустения дороги, а верховое болото уже отвоевывает территорию некогда бывшей дороги
Заход по косогору в объезд размытой полки может быть весьма непростым в дождливую погоду — повсюду видны колеи и следы непростой битвы техники и природы
Постоянный поиск объездов и выбор наилучшей траектории — непростая, но важная работа на этой интересной горной дороге Угол тангажа автомобиля доставляет немало непростых, но фотогеничных минут, ведь цена ошибки очень велика…
Угол тангажа автомобиля доставляет немало непростых, но фотогеничных минут, ведь цена ошибки очень велика…
Абсолютную тишину иногда взрывают стада проносящихся мимо домашних яков с оглушительным рёвом. Мистическая картинка безудержного мчания этих парнокопытных на фоне белоснежных вершин.
Шаг за шагом, кропотливо выбирая траекторию и вглядываясь в прошлогодние следы, надо угадывать движение на два шага вперед…
На высоте ~ 2500м промоины полки настолько велики, что артикуляция подвески для 35" уже не хватает — только объезд.
А объезд представляет собой подъем с углом атаки ~ 30 градусов, что не просто даже для объемистого атмосферного дизельного двигателя и заблокированными мостами, а влажная почва и без того усложняет эту историю
"…Мы оба знали про маршрут,
Что этот МАЗ на стройке ждут.
А наше дело — сел, поехал, ночь-полночь.
Ну, надо ж так, под Новый год!
Назад пятьсот, вперед пятьсот,
Сигналим зря, пурга и некому помочь.
" (В.Высоцкий)
В начале июня, сыпучий склон полки, подмываемый тающими снегами и дождями сползает под весом автомобиля. И вот уже начинают посещать малодушные мысли развернуться обратно, которые так же безжалостно и стремительно изничтожаются открывающимися картинами — развернуться просто негде, а спуск вниз по влажной почве с таким углом атаке скорее всего завершится опрокидыванием автомобиля.
Поэтому, только вперед…
Но в некоторых местах, и без того уже непростая ситуация, стремительно выходит из под контроля…
Сползающие языки лавин преграждают и без того узкую полку, попытки пробить след заканчиваются практически полным фиаско…
Любые попытки движения автомобиля приводят к медленному сползанию с полки, а внизу около 500м склона горы, заканчивающегося долиной.
Но до перевала остается всего 400 метров…
И 36 часов ожидания солнца и ясного неба. Ведь каждую минуту, моросящий дождь, срывающийся в снег, приближал автомобиль по миллиметру в сторону обрыва…
Потом стемнело. Ночь. Напряженная звенящая тишина. Попытки прислушаться закончился ли дождь или…
Температура опустилась до 0C, пошёл мокрый снег.
В свете фонаря попытки осмотра грунта и положения автомобиля. Да, сползание размокающего грунта по склону горы вниз прекратилось.
Утром следующего дня погода практически не изменилась — стремительная смена ясного неба, дождя и плотного тумана не оставляла надежд на высушивание полотна полки.
"Если тебя не пускают вперед — значит тебе туда сейчас просто не надо".
Утверждение, которое не раз уже подтвердило свою истинность.
Гора Чегетждара предлагает просто немного поближе познакомиться со своими потрясающими окрестностями, поэтому вынужденная днёвка отличный повод взять рюкзак и немного прогуляться по окрестностям перевала Думала и Чегетджара.
За последующие 8 часов и 15 километров пешего маршрута были изучены окрестности перевалов Чегетджара и Думала.
Отличные места для пеших маршрутов на несколько дней, не зря они пользуются огромной популярностью у горных туристов.
С седловины перевала Думала, открывается вид на долину реки Думала.
Вдоль реки идет пешая тропа Верхняя Балкария — Безенги, но автомобильная дорога идет еще через один перевал — Чегетджара.
А на перевале Чегетджара видны остатки строений, хотя для кошары или аула достаточно высоко. Скорее всего остатки строений заброшенного рудника. Панорама на ледник Герты и озеро Гийбашкель. Под снегом видны следы серпантина поднимающегося из цирка г. Чупербаши.
Панорама на ледник Герты и озеро Гийбашкель. Под снегом видны следы серпантина поднимающегося из цирка г. Чупербаши.
Турист — помни! Шанцевый инструмент — обязательный инструмент в твоей экипировке.
Ранним утром следующего дня погода, на короткое время организовала погодное окно и позволила выйти с этой непростой полки…
Поблагодарить это непростое место за его гостеприимность
И пройти перевал Чегетжару на высоте 3124м
42 часа и 30 километров… Непростых километров. Из Черекского в Хуламо-Безенгийское ущелье.
Сила гор. Иногда сама природа останавливает нас, чтобы мы, наконец, замедлили свое движение.
И застыли. Осмотрелись вокруг. Увидели как прекрасен этот мир, в котором мы живем.
Выдохнули и… пошли дальше.
А в другой раз, могли бы и пролететь это удивительное место за 4 часа и пропустить какой-то очень важный знак, который нам пытались донести свыше.
Возможно…