Когда справедливость исчезнет,
то не остается ничего,
что могло бы придать
ценность жизни людей.
Иммануил Кант
Дворец Топкапы - колыбель османского султаната. Именно в этом дворце родился человек, период правления которого называется золотым веком Османской империи. Именно в этом дворце жили и из него правили большинство османских султанов. Территория, поражающая своими масштабами, видами и павильонами. Хотя не каждому приходится по вкусу хаотичность дворцового комплекса, не всем понятна его архитектура и смысл, скрывающийся за витиеватыми узорами настенного кафеля и странным делением комплекса на части. Топкапы – дворец османов, визитная карточка Стамбула и место, где я люблю часто прогуливаться в одиночестве, лежать на траве под столетними кипарисами, слушать как стонут под натиском ветра вековые платаны и наблюдать за туристами. А самое замечательное, это в холодный пасмурный день вооружившись зонтом, небольшим термосом с горячим чаем, гулять по дворцовому комплексу под дождем, наблюдать как зимние ветра разрывают тучи над Босфором, стоя на террасе. И невероятное чувство умиротворенности – стоять в сердце многомиллионного города в полном одиночестве и смотреть как он копошится, кутается, прячется от непогоды. Слушать биение сердца города, под большим черным зонтом с горячим чаем в руках.
Но не о дворце хочу я рассказать, ведь о нем написано много, а о мечте. Да, у меня есть мечта, связанная с дворцом. Эта мечта близка, но неисполнима, ведь я могу ее видеть, но не могу осуществить.
Внутри дворца находится башня Справедливости и моя мечта – подняться наверх по скрипучим деревянным ступеням, заглянув в Диван через потаенное окно Сулеймана, подняться наверх – воспарить над дворцом. Хочу открыть окна и поздороваться с городом. А вы обращали когда-либо внимание на эту башню? Найти ее легко, ведь это самое высокое здание дворцового комплекса. Здание, о котором мало что известно.
Построена эта башня была во втором дворе дворцового комплекса и из нее открывался великолепный вид на весь внутренний двор, служивший часто местом сбора чиновников и военных построений. Благодаря путешественникам и дипломатам XV-XVI веков можно узнать как менялась эта башня с годами. Известно, что строение возводилось еще при султане Фатихе Мехмеде, том самом, который завоевал Константинополь и начал строительство дворца. Путешественник Джованни Мария Ангиолелло (Giovanni Maria Angiolello), урожденный в Италии, был взят в плен османами при взятии острова Негропонте известного так же как Эвбея – крупнейший после Крита остров Греции, расположенный в Эгейском море. Именно взятие в плен позволило Джованни увидеть османскую жизнь изнутри и он смог описать многие важные для истории факты. Одним из которых было описание башни Справедливости, а именно то, что была она деревянной еще на момент 1493-го года. Также указывается, что небольшая деревянная постройка служила своеобразным хранилищем финансов – небольшой дворцовой казной, в то время как основная казна, аккумулирующая все средства находилась в одной из башен семибашенной крепости – Едыкуле (Yedikule).
Уже, многим позже, султан Сулейман затевает перестройку дворца. В период между 1526-1528 годами строится внешняя казна (Dis hazine), увы о ней мало что известно. Небольшое здание в виде прямоугольника с восьмью куполами. Венецианские купцы и дипломаты Гритти и Спандужино (Gritti and Spandugino), оценившие доходы османской экономики в 5 миллионов золотых дукатов, также указывают на появление во втором дворе внешней казны и внутренней казны в третьем дворе дворцового комплекса.
Но вернемся к самой башне. За основу была взята восьми этажная башня султанского дворца в Эдирне – предыдущей столице османов. Она примыкала к новому павильону Диванхане – тайному кабинету министров и по одной из версий свое название башня получила, так как именно из нее было прорублено тайное окно в зал заседаний министров. Во время правления султана Сулеймана бюрократическая машина империи достигла своего пика и благодаря тому, что все без исключения записывалось и протоколировалось, стало известно все вплоть до расходов, которые шли на строительство башни Справедливости, возведение коей велось с 1527 по 1529 год. На самом верхнем этаже находился павильон наблюдений с большими окнами, которые закрывались деревянными, выкрашенными в красный цвет ставнями. Из окон открывался панорамный вид на дворец и весь город. В башню можно было попасть из гаремной части дворца, пройдя по так называемому Золотому пути – коридору, ведущему из гарема в личные покои султана. После пожара в гаремной части дворца над входом в башню появляются хвалебные куплеты в часть справедливости султана Мехмеда IV.
В 1820-ом году во время правления султана Махмуда II башня становится немного выше, за счет изменения крыши и в строении появляются большие фонари, позволяющие наблюдать за окружающим пространством и ночью. А султан Абдул-Азиз пристраивает к башне по периметру небольшой балкон в стиле ампир.
Заканчивается порция моих любимых профитролей, а вместе с ней и мой рассказ о мечте, мечте подняться на башню некогда самого важного места в Османской империи.
А вы замечали эту башню, когда бывали во дворце????