Мировая история знает множество покушений на лидеров государств. Многие из них были удачными, многие закончились провалом. Российская история также насыщена подобными фактами. Одной из самых ярких и как не печально это признать удачных, террористических попыток ликвидации против главы государства в России считается смерть императора Александра II в 1881 году. До этого на него были совершены ещё несколько, но неудачных попыток убийства. Последним же покушением на главу государства в России стало попытка ликвидировать последнего генерального секретаря СССР М.С. Горбачёва в 1990 году.
Покушение на Александра II, совершённое Д. Каракозовым в 1966 году, очень похоже на попытку убить М.С. Горбачёва Александром Шмоновым. Оба именовали себя «народными мстителями» и использовали огнестрельное оружие. Смогли выстрелить, но промахнулись. В обоих инцидентах охрана первых лиц государства совершила ошибки и подпустила потенциального убийцу к своей жертве, но случайные свидетели предотвратили убийство. Убить царя помешал простой крестьянин, толкнувший Каракозова, а сержант, находившийся в толпе зевак схватил ружьё, которое должно было выстрелить в Горбачёва. Ещё бы немного и обе пули бы достигли своей цели.
Каракозов желал смерти Александру II за нежелание отдать землю народу, а Шмонов обвинял Горбачёва в тоталитаризме и узурпации народной власти. Шмонов выступал в качестве представителей демократического либерального течения, но вот методы избрал совсем не демократичные.
Каракозов закончил жизнь на эшафоте, а вот Шмонову повезло больше — его признали психически нездоровым и отправили на лечение в психиатрическую больницу, где он провёл всего четыре года. В последствии Шмонов даже давал интервью на телеканалах и показывал своё мастерство стрелка. С пятидесяти метров он попадал точно в цель. От Горбачёва его отделяло только сорок шесть.
А. Шмонов оставил воспоминания о своих действиях в 1990 году и красочно описал свой поступок. Себя он считает героем. Террорист даже имеет свой сайт на просторах сети интернет.
Воспоминания А. Шмонова
В начале ноября 1990 года А. Шмонов прибыл в Москву из Ленинграда. Цель своего визита он обозначает точно — убийство М.С. Горбачёва и заодно Лукьянова за их тоталитарные злодеяния над русским народом. Убийство он запланировала на праздничный день 7 ноября.
В назначенный день Шмонов с самого утра влился в праздничную колонну демонстрантов и вместе с ней уже в районе 8.20 прибыл на Красную площадь.
Несколько часов террорист провёл среди демонстрантов. Он тщательно изучил площадь, местоположение милицейских постов, а также местоположение Горбачёва на трибуне Мавзолея. Шмонов отметил, что рядом с лидером СССР стоит Лукьянов.
Шмонов стал пробираться поближе к центральной трибуне Мавзолея и сократил расстояние до Горбачёва до сорока шести метров. Под пальто он прятал заранее приготовленное охотничье ружьё, двухстволка с двумя патронами. Патроны уже были в стволах. Террорист снял предохранитель, достал ружьё и начал целиться в голову Горбачёва. Шмонов предполагал, что на государственном деятеле может быть бронежилет. Он уже прицелился и стал нажимать на спусковой крючок, но в этот момент к нему успел подбежать сержант милиции и отвёл стволы ружья в сторону схватившись за них. Пуля пролетела мимо, над головой Горбачёва. Сержант постарался поднять ружьё вверх. Шмонов уже верх выстрелил второй раз и тогда отпустил ружьё и сдался властям, не предпринимая попыток скрыться.
Первоначально Шмонов при провале своей попытки застрелить Горбачёва планировал заявить о наличии у него взрывного устройства, но не смог реализовать свой план «Б», так как был схвачен охраной и зафиксирован по рукам и ногам. Смысла заявлять о бомбе уже не было никакого. Да и взрывного устройства у него на самом деле не было. Шмонов хотел блефовать.
Изъятое у Шмонова ружьё имело обрезанный приклад, а стволы были целыми, планка была пристрелена. Террорист был полностью готов к покушению. Причём он завил, что был готов выстрелить и в невиновного человека, если бы ему стали мешать или если бы кто-то стоял на линии огня.
Шмонов планировал первый выстрел осуществить в Горбачёва. Если после первого выстрела лидер СССР не упадёт или не спрячется, то стрелять в него повторно. При метком попадании в него или промахе, который позволит ему спрятаться, второй выстрел произвести в Лукьянова.
Эксперты-криминалисты в ходе следствия произвели полное исследования орудия убийства и признали ружьё полностью годным к стрельбе. Экспертная комиссия признала, что из такого оружия Шмонов был способен убить Горбачёва даже с девяти ста метров.
По итогам своего покушения Шмонов предполагал, что его могут самого застрелить. В случае ареста он был готов к расстрелу или длительному заключению в местах лишения свободы. Террорист был готов пойти на такие жертвы ради убийства Горбачёва. Также он предполагал, что по итогам расследования может быть направлен в психиатрическую лечебницу.
Шмонов так продумал своё поведение на Красной площади и предусмотрел возможные варианты развития событий, что даже запасся предсмертной запиской. Её он хранил в кармане брюк. В ней он подробно написал о мотивах своего покушения на первых лиц государства. Записка была приложена к материалам уголовного дела. По её содержанию обвиняемый дал исчерпывающие показания в ходе предварительного следствия.
А. Шмонов до покушения на Горбачёва не старался скрывать своих взглядов и даже написал в адрес Михаила Сергеевича большое письмо, в которых выразил свои угрозы в его адрес. Перед отъездом в Москву он попрощался в родственниками, которые вполне могли подозревать о его намерениях.
В своём письме Шмонов угрожает членам Политбюро расправой со стороны себя или своих сообщников, говоря о существовании целой организованной группы, готовой к борьбе с коммунистической партией и её лидерами. Шмонов изложил свои требования, исполнение которых может спасти жизни партийных работников:
• выборы нового главы СССР;
• отмена руководящей роли КПСС;
• введение многопартийности и плюрализма;
• разрешение частной собственности и рыночной экономики;
• провозглашение частной собственности на землю и разрешение частного производства и коммерческой деятельности;
• отмена призыва в армию;
• выборы нового парламента.
Шмонов даже поставил ультиматум в письме — назначил дату выполнения своих требований на 1 марта 1991 года. Потом он послал второе письмо. В нём он передвинул дату исполнения его требований на 1 сентября 1990 года, сократил срок реализации. Если Политбюро не начнёт выполнять указанные в письме требования, Шмонов пригрозил попытаться убить членов Политбюро. Его письмо осталось без внимания и террорист стал готовиться к мести.
Первое письмо было отпечатано на машинке, а вот второе письмо он выписывал долго и упорно по трафарету, не хотел показывать свой почерк. Интересен тот факт, что Шмонов даже развешивал по Ленинграду листовки со своими требованиями, но не был пойман и изобличён правоохранительными органами. Происходило это ещё в марте 1990 года. Экземпляры своего письма будущий террорист разослал во все значимые газеты Советского Союза, а также в ряд радиостанций иностранного происхождения.
Личность Шмонова всё-таки была установлена сотрудниками КГБ, за ним установили слежку и контролировали его действия. Но это никак не помешало Шмонову подготовиться к покушению на Горбачёва. Он спокойно сумел купить ружьё немецкого производства, заплатив за него девятьсот рублей. При подготовке Шмонов часто использовал парики, накладные усы и другие методы конспирации, что позволяло ему удачно обманывать наружное наблюдение.
Шмонов имел разрешение на хранение охотничьего оружия и ружьё ему продали без всяких вопросов. Причём разрешение он оформил в 1990 году и ему его выдали в милиции. Никаких практических мер против Шмонова правоохранительными органами предпринято не было. Он предоставил все необходимые справки, в том числе и из психиатрического диспансера. На тот момент он на учёте не состоял и никаких психических заболеваний не имел. Все справки датированы октябрём 1990 года.
После ареста террориста, была проведена психиатрическая экспертиза его личности. Пятеро экспертов в итоге признали Шмонова невменяемым и страдающим шизофренией. Только два специалиста посчитали его вполне здоровым.
Больше года Шмонов провёл в психиатрической спецклинике, главный врач которой считал его вполне нормальным и добился его перевода в обычную клинику. Там он провёл ещё около трёх лет. Шмонову повезло с врачами, они не применяли для его лечение электроток, террорист обходился только таблетками.
В ходе следствия жена Шмонова подала на развод и добилась его, в СИЗО она его ни разу не посетила. Другие же родственники не отвернулись от него и навещали в тюрьме и в больнице.
На свободе
После окончания лечения Шмонов был освобождён со справкой о присуждении ему второй группы инвалидности. На свободе он стал работать в качестве работника по сантехническим делам, а с расцветом рыночной экономики даже основал свою собственную фирму.
А. Шмонов продолжал следить за политическими событиями в стране и однажды баллотировался в депутаты Государственной Думы, но проиграл выборы. После поражения занялся литературной деятельностью и написал книгу о своём покушении на Горбачёва. Несколько экземпляров он передал в органы государственной безопасности.
А. Шмонов никогда не жалел о содеянном. Единственное, что его печалило, так это его промах.
Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 - палец вверх) поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас .
Статьи по теме:
7 основных примет, которые отличают Леонида Брежнева от остальных политиков