Найти тему

Артикуляционная гимнастика.

Чем раньше Вы начнете заниматься гимнастикой, тем более грамотной и правильной будет речь. Специальный комплекс поможет укрепить мышечную ткань органов и совершать глотательные, мимические, а также жевательные движения. Если Вы думаете, что для правильной речи достаточно разрабатывать только мышцы гортани и рта, то ошибаетесь. В комплекс артикуляционной гимнастики входит: упражнения с использованием мышц лицевой части, плечевого пояса и грудной клетки. Я расскажу о правилах, которые помогут повысить эффективность занятий. Итак, приступим!

Правило №1.

Упражнения выполняем ежедневно, не менее 3-4 раза. По времени должно занимать не более 3-4 мин. Все должно проходить в игровой форме, тогда это не будет напрягать ребенка и он будет с удовольствием выполнять упражнения.

Правило №2.

Статические упражнения выполняются в определенном положение, не более чем 10-15 сек на каждое упражнение.
К статическим упражнениям относятся:

  • «Улыбочка»

Растягиваем губы в улыбке так чтобы были, видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 сек.

  • «Слон»

Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед как можно дальше. Удерживать 10 сек.

  • «Лопаточка»

Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.

  • «Иголочка»

Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать на счет от 1 до 10

  • «Сердитая кошечка»

Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10

  • «Желобок»

Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на кончик языка. Выполнять 3-4 раза по 5-7 сек.

  • «Парус»

Широко раскрываем рот, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на альвеолы, спинку немного прогнуть вперед, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать на счет от 1 до 10. Выполнять 2 – 3 раза.

  • «Чашечка»

Широко раскрываем рот, широкий кончик языка приподнять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Язык должен быть похож на чашечку.Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 3 – 4 раза.

  • «Лягушка»

Зубы плотно сжать, губы в положении улыбки. Выполнять 5 – 6 раз по 10 – 15 сек.

Правило №3

Составляя комплекс упражнений, необходимо варьировать степень сложности. Начинаем простым и заканчиваем сложным. Для гимнастики можно использовать стихи, что придаст больший интерес к занятиям. Я использую вот такие карточки.

-2

Детям они очень нравятся, с удовольствием выполняют все упражнения.

Правило №4.

Не стоит забывать правило постепенности. Каждый день добавляем новое упражнение. Если что-то не получается, надо сделать акцент именно на этом упражнении, научить ребенка его выполнять.

Правило №5.

Занятия будут продвигаться успешно, если малыш сидит с расслабленными руками и ногами, а также выпрямленной спиной. Для большего расслабления мышц, рекомендую проводить занятие в горизонтальном положении.

Правило №6.

Для эффективности занятий ребенок должен видеть лицо родителя, проводящего занятия, или логопеда, чтобы копировать мимические движения. Лучше чтобы оба сидели напротив зеркала, в котором было бы видно как ребенка, так и обучающего.

Условно артикуляционная гимнастика для малышей делится на пассивную и активную.

При выполнение упражнений в пассивной форме малышу помогает родитель или логопед. К активной форме переходим тогда, когда ребенок может справиться с заданием самостоятельно.

Помощь при пассивной форме: использовании шпателя, ложечки либо ватной палочки которыми следует подправлять движения язычка и губ. 

Упражнения могут быть динамическими и статическими. При выполнении статических занятий нужно фиксировать положение губ, а также языка. Динамическая форма подразумевает осуществление движения в течение всего отведенного времени.  Занятия дома рекомендуется выполнять, пока ребенку не исполнится 3-4 года. К этому времени у детей в достаточной мере формируется речь. Если произношение так и остается невнятным необходимо обратиться к неврологу, который подберет наиболее эффективное лечением для преодоления ЗРР. Надо знать, что одно лечение не даст 100% результата и вам лучше обратиться за помощью к профессиональному логопеду, которые проведут диагностику составят программу занятий с малышом, опираясь на индивидуальные особенности его развития.


Рада, если моя статья вам помогла. И как говорит мой ученик: "ВСЕМ ЛОГОПЕДНОГО НАСТРОЕНИЯ!"