«Спортивный диван» предлагает вам познакомиться с новой потенциальной звездой мирового хоккея, воспитанником нижнекамского «Нефтехимика» Михаилом Сергачёвым в нашей новой рубрике — личность.
Ищи больше статей на telegram-канале «Спортивный диван»: t.me/sportdivan. Подписывайся!
Великолепный дебют и неожиданный обмен
Михаил пополнил состав «Тампы» в середине июня, когда «Молнии» и «Монреаль» провели один из самых громких обменов межсезонья. Канадцы в обмен на своего молодого проспекта получили Джонатана Друэна, на счету которого за три сезона было 109 очков. В одном из интервью Михаил выразил свои мысли по поводу обмена:
«Утром получил СМС от болельщиков: «Удачи в «Тампе!». Я был в шоке и подумал: «Что?!». Сначала я был расстроен. Но потом понял, что это шанс для меня. Я много слышал об этом клубе, они играют в быстрый и агрессивный хоккей, у них есть талантливые игроки, прекрасный тренерский штаб».
Главная причина этого обмена – омоложение состава. Оборона «Тампы» с каждым годом стареет, при этом увеличивается стоимость контрактов. А на драфтах команда не выбирала молодых защитников уровня Сергачёва. Если его прошлогодний дебют в «Монреале» вместе с довольно средней игрой на молодежном чемпионате мира вызвали определенные сомнения, то сейчас они все развеялись. Михаил великолепно провел летний тренировочный лагерь, по итогам которого попал в четверку лучший защитников команды. Кроме того, россиянин провел потрясающий сезон в канадской хоккейной лиге, выиграв со своей командой главный юниорский трофей Северной Америки — Мемориальный кубок. Некоторые журналисты и эксперты заявляют, что Сергачёв способен превзойти по игре даже лидера обороны «молний» Виктора Хэдмана.
Гениальный пас Михаила на Никиту Кучерова:
Михаил начинал сезон в третьей паре защитников, но уже переместился во вторую и выходит на большинство. Всего в 32 матчах на счету 19-летнего игрока 23 (8+15) очков при показателе полезности +12 и 16 минутах штрафа. 17 декабря, Сергачев забил свою 8 шайбу, которая стала для него 5-ой победной в сезоне. Таким образом, Михаил стал 4-м защитником-новичком истории НХЛ, которым удавалось добиться такого успеха. Вот как он это комментирует:
«Когда я открыт, Стивен Стэмкос или Никита Кучеров обязательно доставят мне шайбу. Всё, что нужно делать – это бросать. Я пытаюсь укрепить свою уверенность, стараясь лучше играть в защите. Вместе с этим пришли и голы».
Потрясающий дебют молодого россиянина отмечают и его партнеры по команде, и главный тренер «Тампы» Джон Купер:
«Голы Сергачёва? Щелчок – это одно, но выход на ударную позицию по центру и такие попадания в угол, говорят о его большом таланте. Он сам зарабатывает своё игровое время. Это учебный процесс, но вы видите, каким мастерством он обладает. Он превзошел ожидания. Не тушевался и действовал уверенно. Такие игроки нам нужны».
Потрясающий гол Михаила Сергачёва:
Генеральный менеджер «Тампы» Стив Айзерман:
«Мы хотели приобрести защитника как раз плана Сергачёва – атакующего, габаритного, сильного, с хорошим катанием и контролем шайбы. Мы искали игрока такого типа и смогли найти вариант. Поэтому и произошла сделка. Мы считаем, что у Сергачева светлое будущее».
А ведь мог стать пловцом
Михаил вообще мог не стать хоккеистом. Мальчишку лишь ближе к шестилетнему возрасту заметил тренер Андрей Жаренков, чья дочь ходила в один садик с Михаилом. Мальчишка был крепкого сложения и на голову выше всех в группе, но его родители не хотели отдавать сына в хоккей. Они были простыми работниками нижнекамского химкомбината и хоккей считали достаточно дорогим видом спорта. Пока Миша ходил на плавание, тренер осаждал его родителей и обещал, что школа поможет с экипировкой.
Тренер угадал: несмотря на то, что была уже весна, как только Сергачёв встал на коньки и научился кататься, он сразу догнал своих сверстников и стал ведущим игроком, выделяясь своими габаритами и нехарактерной для высоких мальчишек хорошей координацией. В движении он давал фору даже самым шустрым детям. Кроме того, Сергачёва с детства отличали игровое мышление и сильный бросок.
Рассказывает его первый тренер:
«Он понимал игру, мог предугадать события, легко перехватывал передачи, читал игру соперника. У него был самый сильный бросок среди игроков его возраста и даже ребят старше».
В Нижнекамске есть практика, когда один возраст играет с более старшим, и 98-й год раз в две недели выходил против 99-го, который тренировал Александр Митягин:
«Если Мишка выходил играть, то у меня и вратари боялись, и защитники, что он в них попадёт, потому что у него был очень сильный бросок. Один раз он попал вратарю в маску, мальчик упал чуть ли не без сознания. Бросок с детства отличал Сергачёва, все его боялись, даже старшие возраста. Все команды знали, что если шайба у Мишки, то он сейчас щёлкнет и не поздоровится, если кто-то попадёт под неё».
Липач? Посмотрите на его отца!
Все эти качества привели к тому, что Сергачёва поставили в защиту, где он стал опорой команды. Но Михаил всё равно показывал результативность, которой бы и форварды позавидовали. Сергачёв очень быстро прогрессировал. По словам Жаренкова, Михаил практически не уходил со льда. Однажды к тренеру даже подошёл отец Сергачёва и попросил пореже выпускать его на лёд, чтобы дать отдохнуть. Обычно родители просят об обратном. Если «Нефтехимик-98» получал большинство и шайба доходила до Михаила, то была велика вероятность, что он бросит и забьёт гол.
Обычно таких выделяющихся в детском возрасте часто обвиняют в том, что они «липачи» (подставные). Митягин рассказывает, что в детстве вокруг Михаила постоянно ходили неприятные разговоры: все думали, что он 97-го и даже 96-го года рождения. А тренеры просто говорили: «Посмотрите на его отца!».
«В раздевалку заходит папа – мужчина два с лишним метра, руку жмёт – как тиски сжимает. Но он очень добрый у Михаила, всегда улыбчивый, – вспоминает Митягин. – И Мишка такой же. Один в один. Большой пацан с улыбкой. С улыбкой и прибивал ребят силовыми приёмами! Его и боялись, и уважали. Всегда был одним из лучших в плане силовой борьбы: и у борта, и мог встретить в середине площадки».
Великолепный проход и классный пас на Антона Строльмана:
«В Ак Барсе меня не хотели брать»
В 14-летнем возрасте Сергачёв перебрался в подольский «Витязь», чтобы быть поближе к сборной. Агенты и тренеры уговорили родителей на этот шаг, потому что сборная 98-го года практически базировалась в Подольске, а тренер «Витязя» был тренером сборной России по этому возрасту. На тот момент, играя в Подольске, было больше шансов попасть в команду, нежели из Нижнекамска. Сергачёв действительно попал в сборную, с которой выиграл Кубок вызова среди юниоров, а позднее стал бронзовым призёром молодёжного чемпионата.
Из «Витязя» игрок в 2014 году перешёл в систему «Ак Барса». В Казани Сергачёв отыграл один сезон, но многие, несмотря на такой короткий срок пребывания в столице Татарстана, считают его воспитанником именно казанского клуба.
«Я воспитанник нижнекамского хоккея. В «Ак Барсе» я провел всего один год. Но потом они не хотели меня брать, и я уехал в Северную Америку», – сказал Михаил в одном из интервью.
Как показало время, всё сложилось как нельзя лучше: в прошлом сезоне он был признан лучшим защитником хоккейной лиги Онтарио, а сейчас зажигает в НХЛ.
P.S. Небольшой отрывок из последнего интервью Сергачёва.
– Хотели бы поехать в на молодежным чемпионат мира (МЧМ), если бы разрешила «Тампа»? Понимаю, это невероятно, но…
– Я считаю, что НХЛ повыше уровнем, чем МЧМ. Но если бы я сейчас не выступал в этой лиге, конечно, был бы двумя руками за и пытался бы попасть в сборную России. Но я хочу развиваться, идти дальше. Если сейчас получается, и я не играю плохо, то зачем что-то менять?
– А как вы относитесь к тому, что взрослая сборная не сможет выступать на Олимпиаде под российским флагом?
– Это очень тяжелый вопрос. Мы в «Тампе» об этом почти не разговариваем, потому что это политика. Жаль, что страна не может выступать на Олимпиаде под своим флагом. И я знаю четко, что произошло на самом деле. Поехал бы я играть под нейтральным флагом, если бы НХЛ отпустила своих игроков? Конечно – все ведь знают, что мы из России. Если бы победили на Олимпиаде, то сами спели бы гимн.