Есть в Елабуге уникальный и единственный мемориальный музей, посвященный известному на весь мир художнику Ивану Ивановичу Шишкину и его семье. В этом доме успело пожить сразу несколько поколений Шишкиных, но ни при его жизни, ни после его смерти никто не подозревал, что на втором этаже здания под полом все это время хранилась тайна, оставленная великим художником. По сей день остается загадкой, зачем молодой Иван Иванович спрятал свою картину от взгляда родных и близких ему людей.
Художник Иван Иванович Шишкин родился в 1832 году в семье елабужского купца второй гильдии Ивана Васильевича. Купец был любим всеми горожанами и не один раз избирался местным мэром. Благодаря купцу Шишкину в Елабуге раньше, чем в Казани появился водопровод. До этого горожанам приходилось ездить на родники либо черпать воду прямо из реки.
Большая семья Шишкиных жила в двухэтажном особняке. На первом этаже располагались гостиная, кабинет хозяина дома, комната отдыха домочадцев, кухня (состояла из двух помещений) и столовой. На втором этаже были спальни. В доме прожило несколько поколений Шишкиных, после смерти родителей дом остался в наследство одной из сестер художника — Анне Репиной. Она жила здесь со своей семьей, а потом в особняке продолжали жить её дети до 30-х годов. Они не могли содержать такой большой дом в столь тяжелые для России времена, пытались даже сдавать комнаты, но это не спасло ситуацию. Тогда было принято решение передать дом государству с просьбой сделать в нем музей, посвященный художнику Шишкину. Музей сразу же создать не удалось — началась война, заработал он лишь в 1947 году. Первое время работал только первый этаж, в 70-х годах открыли второй этаж, где разместили работы самого художника.
Иван Иванович прожил в доме до 20 лет, после чего он уехал учиться и остался жить в Санкт-Петербурге. В Петербургском доме Шишкина, где располагалась его мастерская и за работой надо новым холстом его застал сердечный приступ, музей делать не стали, лишь только повесили памятную табличку.
А раскрыл в себе художественный талант молодой Шишкин чисто случайно, попробовав порисовать на полу упавшим из печки угольком. Карандаши и бумага в то время стоили дорого, и Шишкину приходилось делать свои первые рисунки тоже угольками. В округе были изрисованы все соседские заборы, за что молодого Ваню прозвали «мазилкой». Карандаши с бумагой не покупали не только из-за их большой стоимости, но из-за того, что мама молодого художника была категорически против его увлечений и говорила, что не бывать малярам в роду Шишкиных.
Позже отец начал поддерживать сына и стал привозить с различных ярмарок не только простые карандаши, но и чистые холсты с настоящими красками, а иногда даже редкие журналы, посвященные искусству. Именно отец поддержал сына на семейном совете и согласился отправить его учиться художественному делу в Москву, когда тому исполнилось 20 лет.
Шишкин любил рисовать с натуры. Рано утром он уходил бродить в елабужские леса и проходил по 20-30 километров в поисках красивого места для будущей картины. На втором этаже музея можно встретить не только картины руки художника, но и офорты, сделанные самим Шишкиным. Такие работы сначала гравируют иглой на металической пластине, а потом вытравливают кислотой и уже при помощи специальной краски наносят на бумагу. Офорты в музеи могут висеть только полгода, затем их отправляют на некоторое время «отлеживаться» в архив.
Особое внимание привлекает картина «Жатва», которая значительно отличается от других. Техника и цветовая гамма на ней не характерны для руки художника, да и подпись на ней не такая, как на других. Эту картину нашли чисто случайно, когда проводили реставрационные работы дома. Иван Иванович зачем-то спрятал её под пол в своей комнате, и она пролежала там долгие десятки лет. Экспертиза показала, что это действительно работа Шишкина, но только молодого, в возрасте 14-16 лет. Зачем молодой Иван спрятал картину под пол? Что он хотел скрыть? Предположений масса. Либо Шишкин побоялся, что мама будет его ругать за израсходованные краски, либо сама работа ему не понравилась...