Родился в 1840 г, потомок знатной французской семьи. Отец Андрэ де Турнемир был выслан из России за дуэль. Евгений воспитывался матерью, Сухово-Кобылиной, сестрой писателя. У неё был литературный салон, и мальчик с детства вращался в среде писателей и поэтов. Евгений Салиас де Турнемир- исторический романист. В советское время практически не печатался, хотя по стилю достоин быть среди классиков. Умер в 1908 году. Его исторические романы- это объективный взгляд на события, взгляд, не замутнённый классовой ненавистью. Поэтому и был не угоден? Первой мною прочитанной книгой было " Петербургское действо", о воцарении Екатерины Второй.
Так и видишь этот ночной заснеженный лес, Орловы на охоте. Григорий почти сознаётся брату в связи с Екатериной, но ни одного имени не произносится, только намёк. Но и этого достаточно. Может, поэтому и не печатался в советское время, что пишет с уважением и даже с долей восхищения об Орловых. А не делает, как Пикуль, из царских офицеров идиотов. Но он писал в 19 веке, подлаживаться под кого-то не нужно было. Писал, как на душу легло. Сцена охоты на медведя просто замечательна. И вот Орловы едут с охоты. Александр сел на место кучера, Григорий в санях, у его ног туша медведя. Григорий думает.... Этот отрывок нужно выписать полностью. " Тройка неслась во весь опор по гладкой однообразно белой равнине, окаймлённой лесами, морозный воздух резал лица, и мелким сухим снегом, как песком, швыряло из-под пристяжных и закидывало Григория Орлова и шкуру медведя, лежавшего в его ногах. Голова, отвиснувшая, с тусклыми глазами, с кровью у оскаленных зубов, да одна лапа с острыми когтями торчала из саней. Григорий наступил ногой на лохматую спину животного и пристально смотрел на него, почти не слушая брата. Ему пришло на ум:" Куда делось теперь то, что ревело на весь лес под рогатиной, куда девалась эта сила, которая налегала на него, когда он сдерживал этого Мишку? Был страшный зверь, а теперь лежит шуба какая-то. А где же то, что было в этой шкуре ещё час назад?" Хорошо написано. И раздумья о сущности бытия- ненавязчиво и к месту.
Война с Германией 1758 года. И в то время тоже были большие военные ошибки. Лучше, чем в тексте, не скажешь. " Двадцатилетний Орлов не замедлил отличиться и после кровопролитной битвы при Цорндорфе стал всем известен, от генерала до солдата. Он попал в тот отряд, который неразумием начальства был заведён под пыл и дым от обеих армий и, неузнанный своими, полёг от огня и своих и чужих. Раненый не раз и опасно, Орлов до конца битвы стоял впереди своих гренадёр. И все они стояли без дела и ни один не побежал, и многие полегли". То есть без приказа не могли сменить дислокацию и стояли под огнём.
Вернувшись в Питер и получив наследство, Григорий близко сошёлся с одним из братьев- Алексеем. И они бесшабашно гуляют, швыряя деньги. " Григорий и Алексей весело принялись сыпать деньгами, не думая о завтрашнем дне. Скоро удаль, дерзость и молодечество, неслыханная физическая сила и, наконец, беспросыпное пирование обоих господ Орловых вошли в поговорку". Автор описывает их поведение в то время- вроде ведь пьянствуют беспросыпно. Но описывается без тени уничижения, легко и даже с долей любования. Понимаешь, что это не пьяницы и дебоширы, а временный как бы загул, весёлый и бесшабашный.
О восшествии Екатерины хорошо написано. Столько действующих лиц, столько судеб переплелось, и так талантливо. О самой Екатерине немного вроде, но ёмко. О связи её с Григорием Орловым только лёгкие намёки, всё к месту, стиль естественен. О Петре очень тонко. Вроде и показал все его недостатки, но без выставления полуидиотом, как у современных писателей. Живут люди обычной жизнью, и нюансы это жизни хорошо, талантливо описаны.
Можно было бы и не писать, но глаз цепляется машинально за огрехи, да и такая мелочь не испортит общего хорошего впечатления - во время пира у Разумовского государь всех обязал напиться как можно пьяней, чтобы доставить удовольствие и хозяину, и государю. И все с удовольствием приняли это распоряжение." Принц Жорж и полицмейстер Корф редко подпивали, но когда эти два человека бывали во хмелю, то приходили в НЕОПИСАННЫЙ азарт". ( Выделение моё) Правильнее здесь было бы- в неописуемый азарт. Неописанный- это уже другое значение.
Как тонко написано! Вроде о восшествии Екатерины, но переворот совершается буквально на последних страницах. И главная линия даже не Орловы, о них тоже речь не впрямую. Хотя картина складывается ясная. Чуть ли не главное действующее лицо- Шепелев с его безумной любовью к Маргарите. И через призму их отношений и портрет Петра, и Екатерины, и заговор Орловых. Очень хорошо написано, талантливо. Прочитала с удовольствием.