Должник - слово, которое звучит еще более грозно, чем нарушитель. Одалживать не очень приятно даже у друзей и родственников, а уж когда должен денег государству, ситуация серьезнее некуда. В Беларуси должников, не платящих алименты или "забывающих" оплатить штрафы ГАИ, достаточно. С недавних пор их помогают ловить автоинспекторы. Как прошел один из таких рейдов с участием ГАИ и судебных исполнителей - в нашем репортаже.
Подобные мероприятия проводились и раньше. Например, почти два года назад мы писали о том, как у должников начали изымать машины. "Может быть изъят автомобиль в зависимости от суммы взыскания. Если оно соразмерно стоимости автомашины, мы ее подвергаем эвакуации на штрафстоянку", - говорил в январе 2016-го главный на тот момент судебный исполнитель Беларуси Андрей Авдеев. Нынешний руководитель Главного управления принудительного исполнения Дмитрий Коваленко заявил, что за прошлый год возбуждено более 2,7 млн исполнительных производств, что на 200 тысяч больше, чем в 2015-м.
Как это работает?
Ситуацию взялись исправлять в том числе ежемесячными рейдами с ГАИ. В ноябре впервые анонсировали проведение единых дней взыскания с водителей-должников. "Если у водителя, которого остановил работник ГАИ, есть неоплаченный долг, ему придется прямо на месте объясняться с судебным исполнителем. Информацию о наличии долга будут проверять по базе, в которой указана сумма и его вид - штраф, задолженность по алиментам, коммунальные платежи и т.д." - поясняла пресс-секретарь Министерства юстиции Ольга Шелкова.
В один из таких рейдов нас пригласил отдел ГАИ Фрунзенского района. На дежурство мы выезжаем с инспектором Виталием Колесниковым. На службе он уже 18 лет, но вместе с судебными исполнителями ищет должников впервые.
Уже на месте к нам присоединяются судебные исполнители. Они садятся в машину к сотруднику ГАИ и включают ноутбук - в нем находится база должников. Просим судебного исполнителя отдела принудительного исполнения Фрунзенского района г. Минска Максима Хотенчика посчитать, сколько должников в списке. Отвечает, что не меньше 500 тысяч.
"Должников в базе очень много. В настоящее время мы работаем по автоматизированной системе "ПРИС", она показывает должников по всей республике. Сейчас, если вдруг каким-либо образом должник указывал разные места жительства, он все равно не сможет избежать оплаты долгов. Все они будут видны в его "кабинете" в нашей базе.
Долгов большое разнообразие! Очень много штрафов, очень много алиментов. С банками тоже - не возвращают им займы, кредиты".
Cтатья 15.4 ПИКоАП РБ гласит: "В случае неуплаты штрафа лицом, подвергнутым административному взысканию, в установленные сроки (не позднее одного месяца со дня вступления в законную силу постановления о наложении административного взыскания), направляются представления о принудительном взыскании штрафа в районные суды по месту жительства".
За 11 месяцев отделом ГАИ Фрунзенского района г. Минска направлено 8050 представлений о принудительном взыскании штрафа на сумму 917.738 руб., взыскано 47.013 рублей.
Выходим на охоту
Дежурство начинается в 8 утра на улице Ольшевского, совсем недалеко от перекрестка с Кальварийской. Помимо должников Виталий также будет обращать внимание на классические вещи: все ли в порядке с документами, "переобута" ли машина в зимнюю резину. Как мы помним, с техосмотром у белорусов в этом году ситуация напряженная. В недавнем рейде с инспекторами ГАИ Минского района мы за полтора часа нашли нарушения у каждого третьего.
Первым останавливаем такси Renault Logan. С документами у водителя полный порядок. Теперь наступает вторая фаза проверки - он должен пройти в машину ГАИ, где его по базе "пробьют" судебные исполнители. Таксист извиняется: в машине пассажирка, ее надо отвезти, - но обещает вернуться после завершения маршрута. Инспектор соглашается.
Пока мы надеемся и ждем Logan, внимание сотрудника ГАИ привлекают старые "жигули" с девушкой за рулем. Ее документы тоже не вызывают нареканий. Виталий объясняет водителю ситуацию: "Проводится рейд" - и просит пройти в патрульную машину, где состоится проверка "на долги". Задолженностей у девушки нет.
Пока судебные исполнители проверяли базу, вернулось такси Logan. Обещанному - верить!
В базе должников водителя не находят и отпускают. Заодно инспектор благодарит таксиста, что не соврал и вернулся. "Нет, ну а как?" - с улыбкой и слегка удивленно отвечает мужчина.
После еще нескольких машин без долгов и нарушений инспектор ГАИ меняет тактику - начинает останавливать микроавтобусы, фургоны и грузовики. Наверное, это связано с недавним инцидентом возле ТЦ "Замок" и объявленными рейдами по техосмотру? Не совсем.
"На грузовые автомобили обращаю внимание, потому что машины числятся на организации. Можно проверить сразу двух человек - владельца и водителя", - поясняет инспектор.
Однако и у грузовиков все в порядке. Лишь DAF на гродненских "номерах" вызывает у инспектора нарекания: не горит левый задний "габарит". Пока с водителем разбираются судебные исполнители, лампочка в фонаре чудесным образом загорается. И тут же гаснет, как только водитель отъезжает от нас.
"Магия какая-то!" - шутит Виталий, и мы продолжаем дежурство.
Громыхая золотым хитом 1990-х "U can`t touch this" на всю улицу Ольшевского (его слышно даже за сто метров), в нашу сторону выкатывается девушка на дизельном Mercedes W211. Инспектор взмахивает жезлом, водитель останавливается. Музыка становится гораздо тише. Вновь к документам нет нареканий, а что по базе должников?
Несколько минут ожидания - и девушка гордо покидает патрульную Octavia. " Все в порядке?" - уточняем у водителя. "Конечно!" - безапелляционно отвечает она и устремляется к своему Mercedes.
"Похоже, есть должник"
С чистыми документами и без долгов в нашем рейде отмечается еще парочка машин. Начинаем мириться с мыслью, что должников сегодня не выловим. Или выловим, но к вечеру. Виталий, глядя на переход возле Кальварийской, даже успевает поделиться замечанием: "Как на патрульной машине стоишь, так все пешеходов пропускают. Как на личном автомобиле, так боишься, что им ноги переедут".
Действительно, водители на перекрестке Ольшевского - Кальварийской поразительно законопослушны: проскочить не спешат, терпеливо ожидают, пока пройдут даже самые неторопливые старушки. Потрясающее влияние машины служебной раскраски!
Наслаждаемся законопослушными водителями, а Виталий в этот момент тормозит грузовой Iveco. Ни к техосмотру, ни к остальным ценным бумагам вопросов нет. Водитель пересаживается в Octavia и спустя пару минут начинает жестикулировать, а потом и вовсе кому-то звонить. Виталий, вышедший в этот момент из машины к нам, кратко предполагает: "Похоже, есть должник".
Как выяснилось, долг есть, но не у него, а у владельца машины - на нем "висит" неоплаченный штраф за скорость по фотофиксации. Судебные исполнители просят владельца подъехать и погасить задолженность, благо мужчина сейчас не очень далеко, на проспекте Машерова. Оплатить, кстати, придется не только сам штраф, но и набежавшие за время просрочки проценты.
"Правильно это называется принудительный сбор, - уточняет судебный исполнитель Максим Хотенчик. - Согласно статье 120 закона об исполнительном производстве с должника взыскиваются 10 процентов сумм по исполнительному производству. Принудительный сбор взыскивается по истечении добровольного срока. Либо же, если он не предоставляется, сразу после возбуждения исполнительного производства. Когда не предоставляется? В частности, в нашем случае. Это административное правонарушение, когда ПИКоАП уже предоставил должнику добровольный срок для исполнения административного взыскания в виде штрафа".
"Проштрафившийся" едет, водитель многотонника отпрашивается разгрузиться в соседнем магазине, а мы ждем. Интересуемся у Максима, какова судьба денег, которые судебные исполнители получают от должников:
"Согласно действующим обязательствам исполнительного производства изъятые наличные денежные средства в течение одного рабочего дня будут зачислены на депозитный счет отдела принудительного исполнения. По базе, которая у нас сейчас имеется, исполнительное производство возбуждено не в нашем районе, не во Фрунзенском. Мы эти денежные средства сначала переводим на наш депозитный счет, а потом уже на счет отдела того района, в котором возбуждено исполнительное производство. И принудительный сбор, и сам штраф. Это покроет весь долг. Таким образом будет окончено исполнительное производство".
Продолжаем ждать должника - он обещал подъехать через 20-30 минут. Судебные исполнители тем временем созваниваются с коллегами из отдела и уточняют данные. Постепенно "всплывает" еще одна задолженность.
"Должника проверили. С собой у нас не онлайн-база, а версия для работы по рейдам ГАИ. Но сейчас коллегам позвонили, уточнили, что в отношении этого же должника возбуждено еще одно исполнительное производство, тоже по фотофиксации. В рамках сводного исполнительного производства на сумму 23 рубля плюс принудительный сбор 2 рубля 30 копеек будем работать с его имуществом".
Звучит сурово, но как есть. Исполнители вправе, например, забрать машину, если должник не может или не хочет погасить долг. В нашей ситуации до таких мер, к счастью, не дошло. Прибыл владелец грузовика, ему объяснили ситуацию: мол, есть задолженность по штрафам за скорость, надо оплатить. Открещиваться от нее мужчина не стал, но слегка возмутился: на нем четыре грузовика, нарушал Правила кто-то из его водителей, а не он сам.
"Надо же знать, кого потом наказать!" - мужчина отсчитывает деньги и пытается выяснить у Максима, кто же нарушил. Однако у исполнителей такой информации быть не может - нужно обращаться в ГАИ. Без лишних пререканий владелец грузовика оплачивает задолженность и удаляется вместе с водителем, который вернулся после разгрузки.
Вердикт ABW.BY
"Главное - результат, правильно? Министерство юстиции нам помогло. Его силами проходят такие совместные рейды. Сейчас это будет на регулярной основе. Будем искать должников, будем стимулировать их к исполнению обязательств. Не имейте долгов, имеющиеся гасите - и все будет хорошо!" - позитивно подытоживает рейд судебный исполнитель Максим. Ему вторит инспектор Виталий: результат есть.
За два часа в рейде вычислили одного должника. Много это или мало? Улица Ольшевского не самая загруженная в Минске, да и время рейда было раннее - с 8 до 10 часов. Поэтому наивно было полагать, что "улов" будет таким же богатым, как в рейде по техосмотру. Должников в Беларуси много, но не получивших допуск на передвижение по дорогам еще больше. К тому же не каждый должник ездит на машине или оказывается во Фрунзенском районе. Такие рейды потихоньку начнут распространяться по всей столице и стране. Глядишь, и удастся выловить больше должников.
Вадим ЗЕНЬКЕВИЧ
Фото автора
ABW.BY
Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber