Найти тему

Могли ли немцы выиграть войну на море во второй мировой войне

Основным противником Германии на море к началу войны была Англия. А наиболее уязвимым местом Англии были коммуникации. Именно по ним немцы и планировали нанести основной удар.

Ещё в первую мировую войну высокую эффективности в этом деле доказали подводные лодки.

Однако к началу второй Англичане изобрели asdic, с помощью которого можно было засечь подлодку на глубине. В результате немцы опасались делать ставку только лишь на подлодки, развивая и большой надводный флот.

С началом войны стало ясно, что asdic не такой уж грозный, а подлодки более чем эффективны.

Меж тем подлодки не были подводными в полном смысле этого слова, но, как выразился командующий подводными силами Германии Дёниц, лишь ныряющими.

Действительно, большую часть времени лодки проводили в надводном положении, идя под дизелями, а погружались лишь в случае опасности.

Но под водой лодки могли перемещаться лишь на аккумуляторных батареях с ограниченной скоростью непродолжительное время. А кроме прочего лодке был нужен воздух.

Всё это требовало создание истинно подводной лодки, о чём Дёниц сообщил ещё в 1940 году.

И проект такой лодки нашёлся. Ими стали подводные лодки Вальтера, двигатели которой работали на перекиси водорода.

Но до конца войны было построено лишь 4 малые лодки, которые эксплуатационно не могли удовлетворить Германский ВМФ в силу своей излишней инновационности.

Тем не менее на основе лодок Вальтера были разработаны дизель-электрические лодки, способные к быстрому перемещению под водой. Однако в боевых действиях приняло лишь несколько из них в самом конце войны.

Таким образом, встаёт вопрос, могли ли немцы создать эти лодки раньше? По факту немцы слишком долго ожидали результата от лодок Вальтера и слишком поздно приступили к реализации на их основе дизель-электрических лодок.

Ситуация на море меж тем разворачивалась следующим образом. В 1942 году противолодочные самолёты союзником уже в массовом количестве оснащаются радарами, способными засекать подводные лодки даже ночью.

Это вынудило подводные лодки подходить к базам исключительно в подводном положении. Немцы стали использовать антирадары.

Но к маю 1943 года в центре Атлантики стали массово применяться эскортные авианосцы, и лодки потеряли возможность атаковать Атлантические конвои. А через год подводная война стало для немцев невозможной уже во всех частях мирового океана.

Однако ссенью 1944 года немцы стали массово использовать шноркели – устройства, позволяющие дизелям работать не перископной глубине, т.е. полностью не всплывая, а сами лодки перешли к тактике засад. Это несколько улучшило их результативность и снизило потери.

Меж тем принципиальное устройство шноркеля было известно уже много лет и удивляет, что немцы так поздно стали его применять.

Главная же надежда немцев в любом случае заключалась в воде в эксплуатацию нового типа лодок.

Т.о. получись у немцев ввести в строй все перечисленные новшества раньше, исход подводной войны был бы не столько очевидным.

Смотрите также:

Содержание канала

Война на море на европейском ТВД. 1939-1945

провал Советской бомбардировочно авиации в ВОВ

Гроза полярных конвоев