Каждый житель Лондона должен в будущем иметь возможность хотя бы 20 минут в день гулять по улицам или ездить на велосипеде, не задыхаясь от выхлопов, наслаждаясь видами и даже поправляя своё здоровье. Примерно так звучат идеи программы Healthy Streets, включённой в предварительный проект «Стратегии пространственного развития Большого Лондона». Для их воплощения нужно как минимум, чтобы жители огромной городской агломерации добровольно стали выбирать вместо машин велосипеды и общественный транспорт, а на улицах появились новые элементы дизайна и инфраструктуры. Strelka Magazine познакомился с планами лондонского благоустройства и узнал, как собираются создавать пространства для общения, делать автобусы полноценной альтернативой машинам и помогать жителям самим высчитывать, насколько здорова их улица.
БРИТАНСКИЕ УЧЁНЫЕ И ТРАНСПОРТНЫЕ ЗАДАЧИ
Предложению пересадить всех на автобусы и велосипеды предшествовали исследование и сбор статистики. Оказалось, что почти половина пеших прогулок жителей Лондона — это часть более длинных маршрутов. Например, путь между станцией метро и остановкой автобуса. А ещё что машины занимают 19% пространства улиц в центральной части города, но расстояния, которые на них проезжают, составляют только 11% всех транспортных маршрутов в городе. У автобусов эти показатели эффективнее: они занимают только 11% улиц, но больше половины трафика в городе — именно поездки на автобусах. Именно поэтому в 2016 году в бизнес-плане города на ближайшие пять лет заложили дополнительные инвестиции в автобусы. А в целом в «Здоровые улицы» планируют вложить 2,1 миллиарда фунтов стерлингов.
Также исследователи нашли доказательства того, что прогулки действительно могут и улучшить здоровье, и сэкономить бюджет.
По их мнению, если человек будет активно двигаться (гулять, ездить на велосипеде и так далее) 20 минут в день, это сэкономит 1,7 миллиарда фунтов стерлингов в области здравоохранения в следующие 25 лет. Потому что число пациентов с переломами шейки бедра уменьшится на 85 тысяч человек, число страдающих слабоумием — на 19 тысяч, а число людей с депрессией — на 18 тысяч.
Но эти цифры — про светлое будущее. Сейчас, по словам Вилла Нормана, комиссара по вопросам развития пешеходных и велосипедных маршрутов, город переживает «кризис пассивности людей».
Больше 40% жителей не тратят на активный образ жизни даже рекомендуемых двух с половиной часов в неделю, а у 28% лондонцев эта цифра составляет всего 30 минут.
Такой образ жизни повышает риск развития хронических заболеваний, в том числе диабета, депрессии, болезней сердца и рака. В столице Англии считают, что это можно изменить, если создать такую среду, по которой захочется больше гулять, и такую инфраструктуру для жизни, в которой не нужен автомобиль.
ТРИ УРОВНЯ HEALTHY STREETS
Все задачи, связанные с программой Healthy Streets, разделили на три уровня. Первый охватывает только масштаб самой улицы — как она выглядит и что на ней происходит. На этом уровне решают, как соблюсти баланс между пространствами для автомобилистов, велосипедистов и пешеходов, а также оставить места для отдыха. Работают над временными мероприятиями, которые оживили бы улицу и мотивировали людей общаться. В том числе событиями, во время которых перекрывается проезд автомобилей.
На втором уровне стоит задача сделать общественный транспорт полноценной альтернативой машине. Она охватывает планирование и управление всей транспортной сетью города. Здесь решают, как улучшать остановки и сервисы, эффективнее управлять дорожными работами и светофорами. Также город будет пересматривать логистику грузового транспорта, может быть, введёт новые режимы использования улиц в течение дня, чтобы и магазины не страдали от ограничений, и людям не нужно было обходить грузовики, разгружающие товар.
Общегородские задачи стоят на третьем уровне. Например, как должны развиваться районы, чтобы житель имел всё необходимое (магазины, школа, место работы и отдыха) в пешеходной или велосипедной доступности. А если ему нужно совершить более долгую поездку — мог бы проехать через всю столицу на общественном транспорте. Предлагается строить больше жилья рядом со станциями метро и улучшать сообщение между городскими центрами притяжения. А в районах, где планируется активное строительство (так называемые Opportunity Areas), должна быть сразу запланирована такая система улиц и транспорта, чтобы люди могли спокойно отказаться от использования автомобиля.
КАК ПРОВЕРИТЬ, НАСКОЛЬКО ЗДОРОВА ТВОЯ УЛИЦА
Кроме больших планов развития всего города и бюджетных портфелей, Лондон выпустил два материала, которые может использовать любой житель. В одном из них рассказывают о десяти индикаторах «Здоровой улицы» и дают список вопросов, по которым можно прикинуть, насколько пространство им соответствует.
Первый показатель — доступность улицы для всех групп пешеходов. Чтобы его оценить, нужно понять, может ли по улице без проблем прогуляться 80-летний человек и есть ли группы людей, которые вообще не используют эту улицу. А чтобы люди могли пользоваться на ней велосипедами и общественным транспортом (второй критерий), им должно быть удобно ждать автобуса или припарковать велосипед рядом с магазином.
Следующие три пункта связаны с безопасностью, возможностью остановиться и отдохнуть и с чувством комфорта. Оценить их можно вопросами: есть ли здесь места, где можно не заметить асоциальное поведение людей? комфортно ли ехать на велосипеде рядом с машинами? есть ли места для отдыха, удобно ли ими пользоваться в плохую погоду? есть ли стоки для воды и навигация? и другими.
Кроме этого, на «здоровой улице» должен быть чистый воздух и не очень шумно. Её легко и безопасно пересекать, на ней есть чем заняться и на что посмотреть. И это не столько про красивые здания, сколько про возможность проведения мероприятия или установки паблик-арта.
Если же житель города понимает, что его улица далека до статуса «здоровой», он может начать это исправлять самостоятельно с помощью руководства Small Change Big Impact. Оно посвящено инициативам снизу и рассказывает, как найти идею, создать проект и план, найти команду и не натолкнуться на типичные «подводные камни». А также приводит несколько простых, но успешных примеров, когда жители превращали газоны рядом с остановками в клумбы, раскрашивали пешеходные переходы чтобы сделать улицу привлекательнее, и укрепляли своё сообщество, разбивая сады в общественных местах.
Текст: Светлана Кондратьева
Фото: Istockphoto.com
Подписывайтесь на Strelka Magazine в ВКонтакте, Facebook, Telegram