Мы споем с тобою вместе,
Мы с тобой промолвим слово.
Наконец мы увидались,
С двух сторон теперь сошлися!
Редко мы бываем вместе,
Редко ходим мы друг к другу
На пространстве этом бедном,
В крае севера убогом.
Так давай свои мне руки,
Пальцы наши вместе сложим,
Песни славные споем мы.
«Калевала». Руна первая. Перевод Л.П. Бельского
В 1835 году финский языковед и фольклорист Элиас Лённрот собрал вместе финские народные песни и предания, обработал, объединил в 50 глав (рун) и издал под единым названием «Калевала». 53 года спустя Леонид Петрович Бельский в сборнике «Пантеон литературы» опубликовал перевод поэмы на русский язык. Финно-угорский фольклор плотно вошел в российскую академическую среду, сотни ученых исследовали его и даже включили в школьную программу. Для конца XIX века этот эпос стал диковинкой, событием, хотя на самом деле финно-угорские народы были частью населения и ближайшими соседями Руси с момента ее зарождения.
В «Повести временных лет», одном из двух самых древних источников по истории Руси, записано: «Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“». «Чудь» — так называли северные племена финно-угорской группы, жившие на севере в районе современных Ленинградской области, Карелии и Прибалтики. Этот народ упомянут в летописи в числе других племен, призвавших варягов во главе с Рюриком княжить, что означает одно: они были на равных с другими участниками политического процесса. Также в тексте хроники упоминаются мордва и меря — еще два народа той же языковой семьи, находившихся в тесном контакте с Русью. По сути, финно-угорские племена не просто стояли у истоков становления нашей страны — они приложили руку к ее созданию, так что их вполне можно считать одними из родоначальников России наравне с полянами, словенами, кривичами, дреговичами и древлянами.
Совместное проживание на одной территории за более чем тысячелетие общей истории повлияло на культуры народов, их обычаи, привычки и язык. Финно-угорские племена, описанные в исторических источниках, давным-давно исчезли, как и восточнославянские, дав жизнь русскому народу. А вот их родственники, живущие сейчас на территории Российской Федерации, остались. Карелы, удмурты, мордва, ижорцы, ханты, манси, коми, марийцы и многие другие — существует более 15 этнических групп с множеством подразделений внутри себя. Их культура, язык и обычаи сохранились в современности.
Страна шести лосиных голов
В российской культуре осталось множество следов, которые напрямую отсылают нас к истории финно-угорских народов. Так, на гербе Республики Коми изображена хищная золотая птица, на груди которой видно женское лицо в обрамлении шести лосиных голов. Это прямая отсылка к звериному стилю, характерному для искусства коми-пермяков. Птица — это символ Верхнего мира, неба и благодатных богов. Женский лик представляет собой Золотую бабу, солнечную богиню плодородия, которой, по данным историков, поклонялись коми. Ее зовут Зарань, или Шонди Ныв, «дочь солнца». Лось же представляет собой священное животное, которое наряду с медведем окружено особым почетом. Воплощение силы, этот зверь пользуется особым покровительством духов и может быть убит только самым сильным охотником.
В 2015 году команда энтузиастов создала компьютерную игру «Человеколось» про шамана, путешествующего по мирам в поисках солнца. Она основана на коми-пермяцкой мифологии в строгом соответствии не только с буквой, но и с духом традиции.
Любопытно, что воспаряющая птица на гербе своей формой напоминает крест — это является своего рода отсылкой к православной церкви и символизирует единство народа коми и российского государства. Герб Республики Коми был утвержден в 1994 году.
Крестьянский интернационал в Поволжье
Другим примером взаимного влияния русской культуры и финно-угорских народов является долгая история мордвы, населяющей сейчас не только Республику Мордовию, но и Пензенскую, Тамбовскую, Нижегородскую, Рязанскую, Самарскую и даже Московскую области. Достаточно сказать, что в 1605 году в семье мордовского крестьянина родился мальчик Никита — будущий патриарх Никон, ключевая фигура в истории Русской православной церкви.
Русские и мордовские крестьяне селились чересполосно, активно вступали в браки и обменивались знаниями. Так, в Рязанской, Тамбовской, Владимирской губерниях был распространен особый тип плетения лаптей, который изначально заимствовался у мордвы. В русских селах можно было встретить избу, стоящую посреди двора (типичный мордовский вид расположения дома), а на столе в ней — мордовские блины, пышные, сделанные на дрожжах с большим количеством яиц и двумя видами муки в тесте. Впрочем, влияние было и обратным: советский этнограф Дмитрий Константинович Зеленин писал, что мордва сохранила огромное количество русских песен, верований, заговоров и предметов хозяйственного быта, включив их в свою культуру.
Дед автора текста служил юнгой на пассажирском пароходе, курсирующем по Волге. Однажды в прибрежной деревне Нижегородской области он остановился у бабушки и попросил ее напечь блинов. К своему удивлению, наутро он обнаружил, что на столе стоит стопка пышных мордовских блинов. На изумленный вопрос, почему они такие толстые, юнга получил ответ: «Сынок, да тож блинцы тонкие! А это — блины».
Кстати, в 2012 году прошло празднование тысячелетия единения мордовского народа с народами Российского государства. Праздник имел всероссийское значение, как и вклад мордвы в историю нашей страны.
Ёлта-ку, или духи-повелители Карелии
Первое упоминание о жителях Карелии мы можем найти в берестяных грамотах, сохранившихся в Великом Новгороде. Датируемые XI–XII веками, они рассказывают о походе литовцев на карел. С последними новгородцы активно торговали, и военная угроза для партнеров взволновала купцов. В то время финно-угорские племена были язычниками-анимистами — поклонялись духам рек, озер, гор, деревьев и неба. Путешествуя вместе со стадом оленей, выходя порыбачить в утлой лодке на середину бурной реки или преследуя зверя, карелы всегда находили время задобрить существ, невидимо сопровождавших их всю жизнь.
Отголоски этих верований можно отыскать не только в фольклоре или календарных обрядах, сохранившихся и поныне, но и на карте республики. Ежегодно сотни людей посещают гору Воттоваару, в народе называемую Смерть-гора. Вокруг нее расположены озера Воттомукс, Кейвотто и Воттоозеро, а также река Вотто. По мнению ученых, эти топонимы явно указывают на культовое значение горы, на которой охотники приносили жертвы, а шаманы беседовали с духами. Также теорию о Воттовааре как месте для разговора с богами подтверждает наличие сейдов — огромных валунов, которые расположены группами или отдельно. Они часто находятся в крайне неустойчивых положениях: некоторые из них установлены на три малых камня, боком или вовсе вертикально. Ряд исследователей предполагает, что эти композиции — творение рук человека.
Сейчас на гору ходят многочисленные туристы, любители походов и загадочных феноменов. Местные жители рассказывают, что некоторые припозднившиеся путешественники пропадают без следа, а в это время со стороны горы слышны чьи-то голоса.
Карелия — это дом духов, шаманов и бесконечного северного простора. О регионе написаны книги, сложены сказки и легенды, опубликованы работы этнографов и религиоведов. Вдохновившись романтикой неизведанного, петербургская группа «Сказы леса» в 2005 году записала альбом «Ёлта-ку», что на языке хантов означает «Камлай!». Так собравшиеся у чума люди вызывали шамана, прося о помощи.
Национальный туристический портал Russia.Travel