Человек, которого (по некоторым версиям, которые были отвергнуты позднее) запечатлил на этом портрете Василий Андреевич Тропинин,
Самсон Ксенофонтович Суханов. Он родился в 1769 году в глухой деревушке Завотежица (сейчас это Архангельская область), в семье местного пастуха. Семья будущего знаменитого камнетёса была очень бедной, одно время матери с маленьким Самсоном даже пришлось просить милостыню. Мальчик рос непоседливым и толковым. Пас, как и его отец, скотину и очень любил лепить глиняных человечков и рисовать на бересте. Телом он был крепок, а потому в возрасте 8 или 9 лет его отдали в батраки, и он чистил конюшню, рубил дрова и носил воду. Через несколько лет Самсон устроился бурлаком, что научило его азам дела моряцкого, ибо ходил он по Волге и Северной Двине. Сыновий долг он помнил и большую часть своего заработка отдавал родителям.
Будучи любознательным и охочим до знаний и обретения новых навыков, он пробует себя и в пушном промысле в 1783-1793 годах. Со своими товарищами он посещает Грумант (ныне Шпитценберг), и однажды, на его лице появляется большой шрам от рукопашной схватки с белым медведем. Так как был он наблюдательным, и у него легко получалось всему научиться, то навыки и умения его быстро прирастали. Так что знал он многие премудрости: умел чинить сапоги, вырезать деревянные веретёна и ложки и даже ставить на водяных мельницах колёса. В Архангельске нанялся работать на якорном заводе, где ещё многому научился. Всё это ему пригодилось, когда он вместе с шурином с обозом палтусины, сёмги и другой рыбы добрался из Архангельска в Санкт-Петербург. Где и устроился поначалу артельщиком и стал осваивать каменотёсное дело.
Около 1800, Санкт-Петербург расширяется, строительство многих зданий требовало квалификации во всех областях, особенно много тогда строили из камня. Самсон с его тягой к совершенствованию и овладению мастерством до достижения вершин стал профессионалом высшего качества.
Карьера его, как каменотёсца началась с участия в строительстве Михайловского замка, брат его жены поставлял камень. Он перенимал опыт работы, учился работать молотком и зубилом, постигая характер камня. Попутно изучал азы грамоты и чтение архитектурных чертежей.
Когда эта стройка закончилась, Суханов , уже имея навыки и опыт в каменотёсном деле, решил организовать свою артель и самому брать подряды. В артель к нему шли охотно, ибо успели его узнать, как справедливого человека и знатного мастера, с которым не пропадёшь
На строительстве Казанского собора Самсон уже работал со своей артелью. Воронихин именно ему поручил сначала возведение колоннады из 138 колонн, выходящей на Невский проспект. Когда артель справилась с этой работой, Суханову поручили и возведение внутренней колоннады. За строительство Казанского собора Самсона Суханова наградили медалью.
После этого, Суханова с его артелью приняли в подрядчики на строительство Исаакиевского собора. Часть колонн собора - дело рук его и его артели.
А потом пришла очередь Стрелки Васильевского острова.
"Артель Суханова появилась на Васильевском острове в 1803 году. Ей предстояли земляные и каменные работы. Земляные - поднять низкий берег и перед зданием Биржи, потеснив реку, насыпать площадь, одеть ее в гранит. По рисункам И. П. Прокофьева Самсон Ксенофонтович высек Нептуна с трезубцем и колесницей, богиню Навигацию с Меркурием и двумя реками. Они украсили фасад и противоположную сторону Биржи. Пять лет артель Суханова одевала в гранит мыс Васильевского острова, а затем были созданы Ростральные колонны. Журнал «Отечественные записки» писал: «Столица наша превратится вскорости в новые Фивы, позднее потомство будет спорить, люди или исполины создавали град сей. Честь и слава гражданину Суханову».
В 1806 году приступили к строительству здания Горного института. Возвели двенадцатиколонный портик. На широкой лестнице поставили две скульптуры: «Геракл, удушающий Антея» и «Похищение Прозерпины Плутоном». И двенадцать колонн, и обе скульптурные группы высекал Самсон Ксенофонтович Суханов.
А потом были колонны Исаакиевского собора.
К концу жизни, наверно, приятно было колонных дел мастеру пройтись по городу: куда ни погляди - всюду дело его рук! На башне Адмиралтейства стоят высеченные им (по модели Ф. Ф. Щедрина) статуи воинов. Его артель одела камнем Крюков канал и построила почти стометровый Синий канал, в Павловском парке - мостик, а в Баболовских банях высекли огромную каменную ванну из цельного куска гранита. " Източник
Когда в 1811 году император Александр I решил перестроить небольшой дворец в Баболовском парке, он поручил инженеру Агустину Бетанкуру подумать над тем, как изготовить большую каменную ванну. Для выполнения такой работы нужен был гениальный каменотёс. И бетанкур знал только одного такого мастера - Самсона Суханова.
Это гранитный бассейн с уникальными размерами: 5,33 м диаметром и 1,92 м высотой. Внутри ванна выдолблена на глубину 1,52 м, и весит в среднем 48 тонн ...
Для реализации этого проекта Суханов привез на корабле из Финляндии огромный гранитный блок весом около 150 тонн. Не знаю, как этот кусок скалы был доставлен из порта Царского Села во дворец, только путь, безусловно, для этого был создан специально Во всяком случае, в 1811 году Самсон начинает работу над ванной.
Чтобы понять грандиозность и величие работы, проделанной Сухановым, нам нужно представить, что в то время не было ни электричества, ни компрессоров - всё нужно было делать вручную - молотком и долотом. А ведь гранит - очень прочный камень. Только одно углубление в ванной требовало выемки 25 кубометров гранита. Если при этом ещё помнить, что инструменты нужно было регулярно править и точить... Суханову и артельщикам понадобилось для изготовления этого шедевра семь долгих лет.
Самсон Ксенофонтович выработал и свои приёмы работы с гранитом, которым он обучал других. По методу Самсона Суханова создавали Александровскую колонну в Санкт Петербурге.
Замечательные люди
Бетанкур как аналог Петра I в инженерном деле России (гениальный механик мирового уровня)
Непростая судьба инженера, или проект не доведённый до конца (Джон Перри – строитель канала Волга-Дон, приглашённый самим ПетромI)
Михаил Сердюков – гидротехник Петра I (усыновлённый потомок кочевников, ставший дворянином за свои заслуги)
Отец русского цемента
О цементе Егора Челиева
О Степаныче, который один стоит крепости
Создатель модели Исаакиевского собора – Максим Салин
Бурхард Христофор Миних, инженер и воин, ставший в России генералом