Многие смотрели мультфильм «Кунг-фу панда», кадром из которого для привлечения внимания начинается статья. Однако немногие смотрели на детали его сюжета с технической и правовой точки зрения. И напрасно.
Помните эпизод, где господин Пинг раскрывает По тайну «секретного ингредиента секретно-ингридиентного супа»? Наверняка помните. Вот это и есть в чистом виде секрет производства или «ноу-хау».
А теперь подробности.
Что такое «ноу-хау»
Термин «ноу-хау» («know-how») появился вСША, и впервые встречается в судебном решении по делу «Дизенд против Брауна» в 1916 году.
Дословно «know how» переводится «знаю, как», что представляет собой сокращение выражения «to know how to do it» (знать, как это делать).
В правовом поле нашей страны этот термин появился сравнительно недавно, и его определение согласно ст. 1465 ГК РФ звучит так (выделим в определении главное):
«Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны».
Упрощая определение, скажем, что секрет производства («ноу-хау») – это информация любого рода, касающаяся процесса производства, которая имеет коммерческую ценность до тех пор, пока сохраняется в тайне от третьих лиц.
Возвращаясь к упомянутым во введении героям мультфильма, рассмотрим историю с «секретным ингредиентом».
Итак, господин Пинг владеет небольшой лапшичной и работает в ней же. Это его основной вид заработка. Значительную часть успешности его предпринимательской деятельности обеспечивает наличие в меню «секретно-ингредиентного супа», который пользуется популярностью у посетителей. Особенный вкус этого супа определяет некий «секретный ингредиент», который господин Пинг держит в строгой тайне ото всех, и передает его лишь своему приемному сыну По ближе к концу картины.
По пунктам:
а) Информация о «секретном ингредиенте» имеет коммерческую ценность. Да, на «секретно-ингредиентный суп» есть спрос на рынке.
б) Ценность этой информации определяется неизвестностью её третьим лицам. Да, безусловно. Любой, владеющий ей, может самостоятельно готовить этот суп, увеличивая конкуренцию и снижая его рыночную стоимость.
в) Господин Пинг принимает разумные меры для соблюдения конфиденциальности информации. Попросту, никому её не раскрывает.
И самое замечательное: когда наконец господин Пинг раскрывает свой секрет По (осуществляет передачу секрета производства), оказывается, что секретного ингредиента не существует, все ингредиенты супа общеизвестны, а дело только в позитивном эмоциональном настрое повара, который и делает блюдо особенным.
Отсюда вырисовывается пункт:
г) Секретом производства признаются сведения любого характера. В данном случае – это сведения о том, что секретного ингредиента, как физической сущности, нет, и указания на поддержание определенного психологического состояния во время приготовления супа.
Чем защита «ноу-хау» отличается от патентной
В законодательстве нашей страны есть два способа охраны технических решений: при помощи патента на изобретение или полезную модель или же при помощи «ноу-хау».
Основные черты этих способов охраны:
Таким образом, охрану ноу-хау обеспечивает только сам его обладатель, государство в этом процессе не участвует. Обладатель секрета производства должен совершать дополнительные действия, например, обеспечение режима конфиденциальности, однако существенным преимуществом может быть срок его возможного использования, не ограниченный 20 годами патентной защиты.
Общеизвестный факт: рецептура напитка «Кока-кола» охраняется именно в режиме ноу-хау уже больше сотни лет. Если бы в своё время основатели компании выбрали патентную защиту для своих разработок, то рецептура их газировки уже давно стала бы общедоступной.
Все ли можно защитить как ноу-хау
Как мы видим, ноу-хау имеет массу преимуществ перед патентной защитой. Почему бы не пользоваться им для охраны всех своих технических решений? Возможно ли это?
К сожалению, нет, область применения ноу-хау ограничена. Ограничения эти организационного характера – не любую разработку можно сохранить в тайне.
Если какое-то третье лицо, приобретя – совершенно законным образом – изделие, произведенное по вашему техническому решению, может, исследовав это изделие, раскрыть его суть, то не имеет смысла объявлять его ноу-хау. В таком случае разумнее выбрать патентную защиту, закрепив свои права документом государственного образца – патентом РФ на изобретение или полезную модель. Тогда, если вы обнаружите нарушение своих прав, то у вас будут законные основания обратиться в суд.
Еще один нюанс: вы никак не застрахованы от того, что идея, схожая с вашей, не придёт в голову кому-то ещё. Если ваш конкурент ведёт разработки схожим путём, то вполне может прийти к такому же решению проблемы, что и вы. Тогда он будет в своём праве, а ваш секрет потеряет ценность.
Но если вы все же решили охранять свою разработку, как ноу-хау, то вот что нужно сделать.
Как это работает
Итак, что же нужно сделать для того, чтобы защитить свою разработку, как ноу-хау?
Во-первых, надо ее идентифицировать. То есть определить, какой именно комплекс информации надо охранять, что именно представляет коммерческую ценность. Возможно, это будет какой-то пакет документации или же один документ, или даже часть этого документа.
Удобно, хотя и не обязательно, установить внутреннюю форму учётных карт для такого рода объектов. Законодательство к этому никак не обязывает, это делают для удобства дальнейшего учёта и распоряжения ноу-хау.
Во-вторых, нужно ввести вокруг выбранного комплекса информации режим конфиденциальности. Ограничить круг лиц, допущенных к ней, подписать соглашения о неразглашении с допущенными, если раньше такого не было сделано. Для остальных же допуск к информации закрыть, чтобы избежать неконтролируемой утечки её за пределы организации. Такие строгие меры нужны потому, что при нарушении режима конфиденциальности, цитируя гражданский кодекс: «исключительное право на секрет производства прекращается у всех правообладателей». Утечка информации приведёт к потере вами прав на ноу-хау.
В третьих, принять вновь созданный ноу-хау к учету на балансе организации. Мы же хотим получать прибыль от его продажи? А то, чего нет на балансе, не может быть продано. Да и, собственно, нет полной уверенности, существует ли оно вообще.
Прошли все три этапа – отлично, теперь у вас есть ноу-хау. Можно использовать его в своем производстве или предлагать свою разработку потенциальным покупателям, заключать с ними договоры о передаче секрета производства.
Только нужно обязательно вводить в договор условия:
- Такое же соблюдение режима конфиденциальности вокруг передаваемого секрета производства покупателем, как и продавцом;
- Обязательство вернуть передаваемую по договору документацию по истечению срока действия договора.
И тут мы перейдем к самому интересному вопросу, касающемуся использования ноу-хау: сколько он стоит?
Сколько это стоит?
С точки зрения бухгалтерского учёта, ноу-хау – это нематериальный актив, а правила обращения с ним описаны в положениях по бухгалтерскому учёту ПБУ-14/2007. И, как любой актив организации, ноу-хау имеет стоимость.
Стоимость нематериального актива можно определить двумя способами: затратным и независимой оценкой.
Применяя затратный способ, просто суммируют все расходы, относящиеся к созданию или покупке ноу-хау. Это зарплата разработчиков, стоимость договоров с подрядчиками, если такие были, и прочее.
Сложность тут состоит в том, что не всегда можно чётко отделить расходы на создание данного конкретного секрета производства от других работ. Если какой-то разработчик занимался только этим проектом, тогда да – выплаченная ему зарплата войдёт в стоимость нематериального актива. А если его отдел занимался параллельно двумя? Всегда ли можно определить, какую долю рабочего времени специалист уделял данной конкретной разработке?
К преимуществам затратного способа определения стоимости можно отнести то, что он не требует проведения дополнительных исследований и приложения других документов, кроме первичной документации, привычной для бухгалтерского учёта.
Метод независимой оценки требует привлечения специалиста-оценщика, который, рассмотрев ваше ноу-хау и сравнив его с другими решениями, определяет, какую прибыль вы можете получить с его помощью, и выносит свой вердикт по его рыночной стоимости.
Плюс использования данного метода состоит в том, что он позволяет оценить рыночную стоимость объекта и принять ноу-хау к учёту, используя именно её. Рыночная стоимость ноу-хау может на порядки отличаться от затрат, понесённых при его создании. Коммерчески ценное техническое решение при правильной его оценке может значительно увеличить капитализацию компании, даже если расходы на его создание были минимальными.
Но тут тоже есть подводные камни, и главный из них – добросовестность оценщика. В процессе своей работы автор статьи общался со многими из них. Все оценщики уверяют заказчика в своей высокой компетенции, профессионализме и огромном опыте подобной работы. Это логичное поведение, это их способ зарабатывать деньги. Однако, два разных оценщика могут стоимость одного и того же объекта оценить с разницей вдвое. И неоднократно после перечисления используемых методов оценки и их преимуществ перед конкурентами приходилось слышать от оценщика вопрос: «Скажите попросту, на какую стоимость нужно выйти?»
О чём это все говорит? О том, что в сегодняшнем правовом поле нет чётких методов определения стоимости ноу-хау, каждый раз к этому надо подходить индивидуально и творчески, обосновывая каждое своё действие.
Заключение
Что автор хотел сказать этой статьёй? То, что ноу-хау – инструмент охраны технических решений интересный и полезный, но со своими особенностями, характерными только для него, и оттого непривычными для большинства хозяйствующих субъектов.
И можно лишь посочувствовать господину Пингу из неоднократно упомянутого выше мультфильма, передавшему свой секрет тому, для кого по его жизненным устремлениям секрет не имел ценности. При правильном и разумном же обращении с ноу-хау из него можно извлечь немалую прибыль, чего нам всем искренне желаю.