8 декабря в Центре фотографии имени братьев Люмьер для широкой публики вновь открылась выставка «Без смущения 2.0» (18+) американского фотографа Джока Стёрджеса — мастера изображения обнажённой натуры, десятилетиями снимавшего семьи нудистов в Северной Калифорнии, Франции и Ирландии.
Экспозиция приобрела масштабный резонанс в сентябре 2016 года и закрылась через две недели после вернисажа. Всё началось с поста одной, скажем, блогера (не «блогерши», мы же тут не сексисты!), возомнившей себя сведущей в вопросах искусства. Тот случай, когда посредственность не ленится по любому поводу и без оного выражать свою позицию в соцсетях, собирая вокруг публику из таких же усреднённых топорных умов без художественной чувствительности, и они-то уж точно никогда не упустят возможности одарить друг друга своими бесценными взаимно отлайканными мнениями. Блогер назвала фотографа «идейным вдохновителем всех педофилов», а власти Москвы обвинила в «поддержке детской порнографии»; в комментариях возгласы согласия одержимых ситуацию раскалили.
На волне ажиотажа подключились известная своими до смешного никчёмными, но категоричными заявлениями депутат Мизулина и детский омбудсмен Кузнецова, «усмотревшие» в фотографиях Стёрджеса детскую порнографию. Кавычки уместны потому, что выставку ни одна из вышеобозначенных дам, конечно, не посещали — для осуждения им хватило картинок по запросу в Интернете. Отпечатков не видели и 13 особо ответственных граждан, подавших судебные иски. Завершили кампанию против искусства братки из «Офицеров России», тупо заблокировав вход в Центр фотографии; ещё один самоотверженный активист облил фотографии мочой — методы этих сюрреалистических персонажей говорят сами за себя.
Все эти замечательные люди своего добились — экспозицию прикрыли для проверки на предмет наличия детского порно. Люмьеровский Центр остался без посетителей на полтора месяца, а Джок Стёрджес заявил, что за многие годы своей деятельности никогда и ни в одной из принимавших его работы стран не сталкивался с подобной реакцией.
К сожалению, приходится помнить о том, что основным массам читателей постов в социальных сетях и писателям безграмотных комментариев под ними же с трудом даётся понимание положения об отсутствии границ в искусстве для общего развития культуры. Пока посмеиваешься над собственным репостом очередного клипа гр. «Ленинград», некогда осознать, что каждый мало-мальски значимый художник всегда переступает через условные моральные рамки в целом безнравственного общества. Привычная обыденность никогда не перерастёт в нечто большее, а гений современникам зачастую бывает попросту непонятен (взять хотя бы младшего английского романтика Джона Китса, постимпрессиониста Ван Гога или малоизвестного при жизни Баха).
По одному лишь своему определению человеческое тело, тело разумного и высшего существа эволюции — совершенно. Это вовсе не было новостью для изрядного числа великих, просто детские гениталии на полотнах, например, Тициана не воспринимаются как способные вызвать нездоровые помыслы. А вот реалистичные произведения самого молодого из статических изобразительных искусств якобы могут. Тут уж точно дело личной испорченности или невежества.
Джок Стёрджес с помощью громоздкой крупноформатной камеры высвечивает в вечности портреты самого времени, бесконечное и неумолимое течение которого отражается в фигурах его моделей. Сегодня он снимает нагую пятилетнюю девочку с матерью, спустя годы это уже грациозная девушка, которая в будущем сама станет мамой — и этот образ тоже будет запечатлён навсегда и неотъемлемо от природного естества.
Вкусовое дело, но по мне так у Стёрджеса абсолютно очевидно отсутствие акцента на сексуальности. И здесь интересно приметить отличие от творчества его коллеги — покончившего с собой год назад фотографа, сценариста и режиссёра Дэвида Хэмилтона. Этот снимал обнажённых девочек на мягкофокусные объективы именно в тот самый чуткий миг зарождения сексуальности, пускай до поры неосознанной и сокрытой.
Следственный комитет год проверял «Без смущения», в итоге выставку разрешив и даже отметив высокий художественный уровень работ Стёрджеса. Естественно, никакой педофилии эксперты СК не обнаружили, потому что не всегда так просто отыскать то, чего нет. Возмущённые были охарактеризованы как публика, «у которой гипертрофированный общественный темперамент пришёл в опасный резонанс с невежеством».
Главный куратор Центра фотографии имени братьев Люмьер Наталья Григорьева-Литвинская нашла в себе смелость вновь открыть названную «Без смущения 2.0» выставку. Сегодня серия из 22-х фотографий нескольких поколений нудистов дополнена материалами российского скандала: цитатами как сторонников искусства, так и безосновательно недовольных, видеосюжетами федеральных телеканалов, выдержками из постановления Следственного комитета и других документов следствия и криминальной экспертизы.
Экспозиция фоторабот Джока Стёрджеса продлится до 8 января 2018 года. Успейте посетить и никого не бойтесь — на входе и в зале просто громадные охранники вашего чувства прекрасного, да и полицейская машина невзначай прокатывается неподалёку от Центра.