Найти в Дзене
Машинный парК

Литовский Schmitz Cargobull. Феномен "Магнитовской" сцепки

Под термином "феномен" понимают нечто выдающееся и исключительное. Сотрудничество сети продмагов "Магнит" и Schmitz Cargobull — самый настоящий феномен — транспортный, экономический. Сотрудничеству этому исполнилось 10 лет. В честь юбилея — разбираем этот феномен в подробностях.

Сеть магазинов "Магнит" это уже не просто большое количество гастрономов с красно-белой вывеской, а яркое социально-культурно-экономическое Явление современной России. Эти цифры поражают — по состоянию на 31 декабря 2016 года в сети "Магнит" было 14 059 торговых точек, расположенных в 2 494 населенных пунктах Российской Федерации. Выручка за 2016 год перевалила за триллион (то есть миллион миллионов) рублей. Для таких масштабов даже эпитет "колоссальные" уже не подходит.

01. Вот так выглядит типичный "Магнит". На фото — один из многих тысяч "гастрономчиков у дома". Этот расположен в пгт Пиндуши, в Карелии.
01. Вот так выглядит типичный "Магнит". На фото — один из многих тысяч "гастрономчиков у дома". Этот расположен в пгт Пиндуши, в Карелии.

Можно по-разному относится дизайну гастрономов, ассортименту товаров и очередям в кассу, но не возможно не признавать тот факт, что как реализованная бизнес-идея — сеть "Магнит" — гениальная схема.

02. Для обслуживания такого количества торговых точек нужен внушительный автопарк. И у "Магнита" он есть. На сегодняшний день это около шести тысяч (!) транспортных средств, большую часть из которых составляют ныне уже ставшие знаменитыми "Магнитовские сцепки". О них и поговорим.
02. Для обслуживания такого количества торговых точек нужен внушительный автопарк. И у "Магнита" он есть. На сегодняшний день это около шести тысяч (!) транспортных средств, большую часть из которых составляют ныне уже ставшие знаменитыми "Магнитовские сцепки". О них и поговорим.

Сначала — справочно-технический "портрет" классического "магнитовского" автопоезда:

По конструктивной схеме "Магнитовская" сцепка представляет собой тандемный "реф-паровоз". Именно такая схема позволяет выжать максимум полезного пространства для груза в рамках разрешенной в РФ длины прицепного автопоезда.

03. Грузовместимость такого автопоезда -— 39 европоддонов (19 в тягаче и 20 в прицепе). Полезный объем перевозимого груза — 90м3.
03. Грузовместимость такого автопоезда -— 39 европоддонов (19 в тягаче и 20 в прицепе). Полезный объем перевозимого груза — 90м3.
04. Тягач — грузовик 6х2 с подъемной третьей осью. Если поезд идет порожняком, то поднятая третья ось позволяет экономить топливо. Холодильную установку теперь монтируют в базе под кузовом, хотя прежде ставили над кабиной.
04. Тягач — грузовик 6х2 с подъемной третьей осью. Если поезд идет порожняком, то поднятая третья ось позволяет экономить топливо. Холодильную установку теперь монтируют в базе под кузовом, хотя прежде ставили над кабиной.
05. Но "изюминка" "Магнитовской сцепки" — прицеп. Во-первых, это самостоятельный реф. Его можно отцепить и оставить "холодить" без привязки к грузовику.
05. Но "изюминка" "Магнитовской сцепки" — прицеп. Во-первых, это самостоятельный реф. Его можно отцепить и оставить "холодить" без привязки к грузовику.
06. Центральное расположение осей на прицепе облегчает и улучшает маневренность автопоезда, особенно при движении задним ходом. А эту операцию водителям-экспедиторам приходится осуществлять постоянно и, зачастую, в очень ограниченном пространстве.
06. Центральное расположение осей на прицепе облегчает и улучшает маневренность автопоезда, особенно при движении задним ходом. А эту операцию водителям-экспедиторам приходится осуществлять постоянно и, зачастую, в очень ограниченном пространстве.
07. У каждого грузовика есть гидроборт. В данном случае — произведенный бельгийской фирмой Dhollandia. Подъемный гидроборт это чуть ли не главная деталь всей логистической идеи, заложенной в "Магнитовскую сцепку".
07. У каждого грузовика есть гидроборт. В данном случае — произведенный бельгийской фирмой Dhollandia. Подъемный гидроборт это чуть ли не главная деталь всей логистической идеи, заложенной в "Магнитовскую сцепку".
08. У прицепа открываются задние и передние "ворота". После перевода в "боевое" положение гидроборт грузовика начинает выполняеть роль своеобразного разводного моста между кузовами звеньев автопоезда.
08. У прицепа открываются задние и передние "ворота". После перевода в "боевое" положение гидроборт грузовика начинает выполняеть роль своеобразного разводного моста между кузовами звеньев автопоезда.
09. В этом случае разгрузку и загрузку всего автопоезда можно осуществить без расцепления. На жаргоне водителей "Магнита" эта операция называется "перекатка".
09. В этом случае разгрузку и загрузку всего автопоезда можно осуществить без расцепления. На жаргоне водителей "Магнита" эта операция называется "перекатка".
10. У прицепа есть и свой, аналогичный грузовику, гидроборт. Можно навести мост еще и с разгрузочной рампой, без риска повредить трейлер. Комплектация у автопоезда, в итоге, отнюдь не дешевая, но на профессиональном оборудовании "Магнит" не экономит.
10. У прицепа есть и свой, аналогичный грузовику, гидроборт. Можно навести мост еще и с разгрузочной рампой, без риска повредить трейлер. Комплектация у автопоезда, в итоге, отнюдь не дешевая, но на профессиональном оборудовании "Магнит" не экономит.

Странно, но до "Магнита" такая схема автопоезда в России почти не использовалась. Именно "Магнит" внедрил такой автопоезд, если можно так выразиться, в "массовое сознание" транспортников. Хотя изобрел схему, конечно, не "Магнит". Кратко пробежимся по истории схемы отдельной Ремаркой.

Ремарка М-Парка

11. Вот, например, тандем-рефрижераторный автопоезд во главе с трехосным DAF 2800 FAT (6x4) периода 1980-х годов. Тридцать лет назад в Европе уже были и холодильные установки под кузовом, и центральные оси у прицепов. Правда, возможности сквозной разгрузки в этой конкретной сцепке нет, но само решение в Европе было известно уже тогда.
11. Вот, например, тандем-рефрижераторный автопоезд во главе с трехосным DAF 2800 FAT (6x4) периода 1980-х годов. Тридцать лет назад в Европе уже были и холодильные установки под кузовом, и центральные оси у прицепов. Правда, возможности сквозной разгрузки в этой конкретной сцепке нет, но само решение в Европе было известно уже тогда.
12. Тандемные автопоезда со сквозной разгрузкой на постсоветском пространстве первой внедрила литовская сеть продмагов Maxima.
12. Тандемные автопоезда со сквозной разгрузкой на постсоветском пространстве первой внедрила литовская сеть продмагов Maxima.

Вероятно, в Литве "Магнит" и перенял передовой опыт.

13. И, видимо, не случайно, что именно в Литве 10 лет назад начали делать автопоезда со сквозной разгрузкой для "Магнита".
13. И, видимо, не случайно, что именно в Литве 10 лет назад начали делать автопоезда со сквозной разгрузкой для "Магнита".

Почему и как в Литве? Об этом наша вторая Ремарка.

Ремарка М-Парка

14. Добро пожаловать в литовский городок Паневежис. Именно здесь появился первый в Литве книжный магазин, а еще именно здесь жил и служил в местном театре знаменитый Донатас Банионис.

Andrius Aleksandravičius photo
14. Добро пожаловать в литовский городок Паневежис. Именно здесь появился первый в Литве книжный магазин, а еще именно здесь жил и служил в местном театре знаменитый Донатас Банионис. Andrius Aleksandravičius photo

В 1989 году, когда Литва пусть и сугубо формально, но еще входила в СССР, неподалеку от Паневежиса началось строительство завода Auviga. Изначально на нем планировалось выпускать торговые киоски на колесах и транспорт для караванинга.

15. Экспериментальный модульный "составной" автокемпер на базе "Нивы" — один из первых проектов, принесших торговой марке Auviga известность.
15. Экспериментальный модульный "составной" автокемпер на базе "Нивы" — один из первых проектов, принесших торговой марке Auviga известность.

Но тема автокемперов в Паневежисе не пошла, зато хорошо развилось производство кузовов для крупнотоннажного транспорта.

16. В середине 1990-х Auviga тесно сотрудничала с МАЗом. Минчане размещали в Паневежисе заказы на строительство рефрижераторных кузовов для своих грузовиков и трейлеров. На фото показан реф-полуприцеп МАЗ-97585 с кузовом Auviga.
16. В середине 1990-х Auviga тесно сотрудничала с МАЗом. Минчане размещали в Паневежисе заказы на строительство рефрижераторных кузовов для своих грузовиков и трейлеров. На фото показан реф-полуприцеп МАЗ-97585 с кузовом Auviga.

Во многом благодаря своим кузовам небольшой заводик под Паневежисом и попал в поле зрения могущественного концерна Schmitz Cargobull. В 1997 году были проведены первые консультации, а годом позже Auviga оказалась "под крылышком" "Шмитца".

17. Уже в 2000 году литовские кузова ничем не уступали по качеству и характеристикам немецким. Завод в Паневежисе получил право использовать логотип Schmitz Cargobull — синего слоника. Теперь бывшая Auviga носит наименование Schmitz Cargobull Baltic, UAB и является неотъемлемой частью производственной "паутины" Schmitz Cargobull.
17. Уже в 2000 году литовские кузова ничем не уступали по качеству и характеристикам немецким. Завод в Паневежисе получил право использовать логотип Schmitz Cargobull — синего слоника. Теперь бывшая Auviga носит наименование Schmitz Cargobull Baltic, UAB и является неотъемлемой частью производственной "паутины" Schmitz Cargobull.
18. Именно на заводе Schmitz Cargobull Baltic в Паневежисе начали рождаться на свет "Магнитовские" сцепки.
18. Именно на заводе Schmitz Cargobull Baltic в Паневежисе начали рождаться на свет "Магнитовские" сцепки.
19. Ставшую теперь уже знаменитой ливрею наносят тоже здесь.
19. Ставшую теперь уже знаменитой ливрею наносят тоже здесь.
20. В начале лета 2010 года был собран и отгружен 1000-й автопоезд.
20. В начале лета 2010 года был собран и отгружен 1000-й автопоезд.
21. В октябре 2013-го — 3500-й… Сейчас только "Шмитцовских" сцепок в автопарке "Магнита" около 5000.
21. В октябре 2013-го — 3500-й… Сейчас только "Шмитцовских" сцепок в автопарке "Магнита" около 5000.

Впечатляет, правда?

22. Марка самого массового грузовика из "Магнитовского" автопарка — MAN. Начинали еще с TGA, затем перешли на TGS.
22. Марка самого массового грузовика из "Магнитовского" автопарка — MAN. Начинали еще с TGA, затем перешли на TGS.
23. Внутреннюю "конкуренцию" мюнхенским "львам" состаляют Mercedes-Benz Actros. Но поголовье "мерсов" значительно меньше.
23. Внутреннюю "конкуренцию" мюнхенским "львам" состаляют Mercedes-Benz Actros. Но поголовье "мерсов" значительно меньше.
24. Есть у "Магнита" и Renault Premium. В 2008 году была закуплена партия в 100 автомобилей, но по "Магнитовским" меркам это сущая мелочь.
24. Есть у "Магнита" и Renault Premium. В 2008 году была закуплена партия в 100 автомобилей, но по "Магнитовским" меркам это сущая мелочь.
25. Сколько у "Магнита" Volvo FM мы точно не знаем, но, судя по всему, тоже относительно немного.
25. Сколько у "Магнита" Volvo FM мы точно не знаем, но, судя по всему, тоже относительно немного.

Одно можно утверждать точно — каким бы ни было базовое шасси, в подавляющем большинстве случаев кузов будет марки Schmitz Cargobull.

Справедливости ради надо отметить, что иногда "Магнит" экспериментирует и с кузовами других поставщиков. Так, например, есть некоторое количество "Магнитовских сцепок" с кузовами "Мосдизайнмаш" и тандемными тягачами IVECO Stralis. Но всеподавляющие доминаты — MAN и Schmitz Cargobull.

Комбинация MAN + Schmitz Cargobull в варианте "Магнитовская сцепка" оказалась настолько удачной, что ее стали заказывать и другие крупные ритейлеры. Об этом — третья Ремарка.

Ремарка М-Парка

26. Вот "Магнитовская сцепка", брендированная логотипами извечного главного конкурента "Магнита" — "Пятерочки". Тот же MAN, те же кузова Schmitz Cargobull. Совпадение? Вряд ли.
26. Вот "Магнитовская сцепка", брендированная логотипами извечного главного конкурента "Магнита" — "Пятерочки". Тот же MAN, те же кузова Schmitz Cargobull. Совпадение? Вряд ли.
27. Сеть продмагов "Мария-Ра" почти не известна в Европейской части России, а вот в Западной Сибири это очень узнаваемый бренд. Масштабы, конечно, не "Магнитовские", но сцепка то "Магнитовская"! И опять MAN, и опять Schmitz Cargobull.
27. Сеть продмагов "Мария-Ра" почти не известна в Европейской части России, а вот в Западной Сибири это очень узнаваемый бренд. Масштабы, конечно, не "Магнитовские", но сцепка то "Магнитовская"! И опять MAN, и опять Schmitz Cargobull.

Подобные автопоезда (на других шасси, с кузовами других производителей, но "Магнитовской" схемы) теперь используют и такие сети как "Дикси", "Холди Дискаунтер", белорусский "Евроопт" и другие.

28. Но все же в историю российского транспортного дела такая сцепка вошла именно как "Магнитовская". Потому что "Магнит" — крупнейший владелец таких поездов, да и запоминающаяся ливрея сыграла свою роль, конечно.
28. Но все же в историю российского транспортного дела такая сцепка вошла именно как "Магнитовская". Потому что "Магнит" — крупнейший владелец таких поездов, да и запоминающаяся ливрея сыграла свою роль, конечно.
29. Обратите внимание — крупный логотип Schmitz Cargobull — заметный элемент этой ливреи. Надо отдать должное "Магниту", который не пожлобствовал и позволил производителю превратить свой автопарк в тысячи передвижных рекламных биллбордов для бренда Schmitz Cargobull.
29. Обратите внимание — крупный логотип Schmitz Cargobull — заметный элемент этой ливреи. Надо отдать должное "Магниту", который не пожлобствовал и позволил производителю превратить свой автопарк в тысячи передвижных рекламных биллбордов для бренда Schmitz Cargobull.
30. Кстати Schmitz Cargobull рекламируют, уж простите за каламбур, не только "Магнитовские" сцепки "Магнита", но и классические полуприцепные автопоезда, которые заказывались тоже у Schmitz Cargobull. Их "Магнит" использовал изначально для международных рейсов, когда возил из Европы продукты в досанкционные времена. Впрочем, работа для этих автопоездов есть и сейчас.
30. Кстати Schmitz Cargobull рекламируют, уж простите за каламбур, не только "Магнитовские" сцепки "Магнита", но и классические полуприцепные автопоезда, которые заказывались тоже у Schmitz Cargobull. Их "Магнит" использовал изначально для международных рейсов, когда возил из Европы продукты в досанкционные времена. Впрочем, работа для этих автопоездов есть и сейчас.
31. Пока вы читали этот материал несколько сотен "Магнитовских сцепок" с символикой Schmitz Cargobull приступили к разгрузке, несколько сотен — к загрузке, а тысячи находятся в пути. Это и есть Феномен "Магнитовской сцепки".
31. Пока вы читали этот материал несколько сотен "Магнитовских сцепок" с символикой Schmitz Cargobull приступили к разгрузке, несколько сотен — к загрузке, а тысячи находятся в пути. Это и есть Феномен "Магнитовской сцепки".

Сотрудничество гигантов двух индустрий, начавшееся 10 лет назад и продолжающееся по сей день, это действительно удачный тандем. Удачный тандем — и как слаженная, согласованная, четко распределенная по обязанностям работа двух участников одного дела, удачный "тандем" — и как "последовательное расположение однородных устройств", то есть звеньев автопоезда — "Магнитовской сцепки".

MPARK.PRO