Найти в Дзене
Ватфор

Жюль-Верновские страсти

Сегодня мы про историю совершенно Жюль-Верновского масштаба. Автор этот, напомним, очень любил разного рода авантюристов и мошенников, делал их героями своих произведений и не забывал напоминать читателю, что именно эти люди делают Америку великой. Но эта история вроде не про Америку.

Она началась в 2006 году, когда некий российский бизнесмен Константин Пономарёв умудрился подписать с компанией ИКЕА совершенно кабальный (в пользу Пономарёва) договор об аренде мобильных электростанций, которые должны были обеспечить электричеством два торговых комплекса компании в Санкт-Петербурге до момента, когда Икее наконец удастся согласовать подключение к городским сетям. Среди прочих пунктов договор предусматривал возможность разорвать его тогда и только тогда, когда такое подключение состоится.

В какой-то момент ИКЕА осознала всю проблемность договора и приложила невероятные усилия, чтобы избавиться от дорогостоящих генераторов. Пономарёв в ответ выставил иск на сумму, превышающую всю выручку российской ИКЕИ. Начались суды - не очень для бизнесмена успешные. Но тут, на его счастье, вскрылось, что ради избавления от кабалы и подключения к сетям шведская компания пошла на дачу взятки. Вокруг знаменитой своей принципиальностью ИКЕИ начал разгораться скандал. Помимо прочих действий по восстановлению репутации, шведы постарались прекратить любые судебные разбирательства, заключив с компаниями Пономарева мировое соглашение, обошедшееся им в невероятные 25 миллиардов рублей.

Чего здесь больше - слепой удачи или тонкого расчёта до конца не знает наверное даже сам Пономарёв. Тем не менее, если поверить в тонкий расчёт, можно подумать, что схему можно повторить ещё раз. И Пономарёв вновь подаёт иск к ИКЕЕ, требуя теперь уже 33 миллиарда рублей. На этот раз ничем хорошим все суды вплоть до верховного не заканчиваются. В начале 2017 года Пономарёв идёт на третий круг, снова требуя от шведов на этот раз 98 миллиардов рублей. Наблюдатели берутся за попкорн, но к их разочарованию выясняется, что генераторный магнат решил сыграть в ту же игру с поставками генераторов в Крым во время энергоблокады. Дальшейшая история для него становится немного предсказуемой и из уютного подмосковного особняка Пономарёв переезжает в уютную камеру следственного изолятора Лефортово.

Но мы не об этом.

Читая всю эту историю исследователи Ватфора не могли не обратить внимание, сколько же в ней знакомых имён. Вот юный Костя Пономарёв учится в Плехановской академии вместе с таким же юным Серёжей Магнитским. Вот они вместе работают в компании Firestone Duncan, которая обслуживает интересы кристально-честного американского бизнесмена Уильяма Браудера. Вот Пономарёв в суде даёт показания против Магнитского, попутно утверждая, что лично разработал для Браудера схему оптимизации налогов. Из зала суда они отправляются в разные стороны: Магнитский в СИЗО, откуда уже не выйдет, а Пономарёв под судебную защиту. А вот, наконец, для очередного судебного процесса против Икеи Пономарёв нанимает известного адвоката Наталью Весельницкую...

Если вы любите произведения Жюля Верна и хотите знать, что именно делает Америку великой, следите за этой историей. Что-то подсказывает нам, что она ещё не закончена и названы ещё не все знакомые имена. Правда ведь, госпожа Клинтон?