Найти тему
novorossia

УКРАИНА-ПОЛЬША: ЧЕЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС СИЛЬНЕЕ

ПОЛЬША ПРОЯВЛЯЕТ ВСЕ БОЛЬШЕ НАСТОЙЧИВОСТИ В ПОПЫТКАХ ПЕРЕСМОТРЕТЬ СТАТУС-КВО С ОСЛАБШЕЙ УКРАИНОЙ, ОСТАВШЕЙСЯ БЕЗ ПОДДЕРЖКИ

В последние дни скандалы, связанные с историей украинско-польских отношений, следуют один за другим. Вице-консул называет Львов польским городом, а польский министр Витольд Ващиковский демонстративно отказывается посещать городской музей-мемориал. Украина спешно организовывает комиссию, на которой удовлетворяет все польские требования к закону об образовании, но обстановка только накаляется. Так, в день, когда пишется этот текст, в польских СМИ интернете появляется очередная новость: «Глава Института национальной памяти Украины снова атакует Польшу!».

Как же понимать это обострение? Глава Института национальной памяти Украины (ИНП) Вятрович известен своей радикальной позицией, но атаковать целую Польшу – это уже слишком. Если, конечно, сама Польша не хочет быть немного пострадавшей.

Запрос на пересмотр послевоенного статус-кво, в том числе конфигурации границ, в польском обществе никуда не девается и периодически выходит на поверхность.

Чтобы понять любое явление, необходимо проследить его в развитии, а не только в тот момент, когда оно стало раздражителем. В нашем мире дискретной подачи информации этот подход становится всё сложнее, хотя здравый смысл подсказывает необходимость понимать подоплёку. Иначе получится, что никогда такого не было, и вот опять сюрприз. А ведь предсказать нынешнее развитие отношений было несложно.

Запрос на пересмотр послевоенного статус-кво, в том числе конфигурации границ, в польском обществе никуда не девается и периодически выходит на поверхность. Даже Леониду Кучме во время визита в Польшу журналисты задали вопрос о такой возможности. Тогда президент Украины ответил спокойно, но жёстко, обозначив, что подобные размышления могут привести к большой крови. По реакции притихшего зала было понятно: никого не воодушевляет мысль о столкновении с Украиной, крупным европейским государством с большой армией и мощной промышленностью. Однако до Евромайдана и вооруженного конфликта на Юго-Востоке Украина обладала куда более мощными ресурсами.

Особенно сильны эти настроения среди сторонников правящей в Польше партии «Право и Справедливость» (ПиС). Поэтому важно понимать, как относились деятели ПиС к украинскому Майдану. Всё тот же Витольд Ващиковский предупреждал в феврале 2014-го, что помимо победы Януковича или демократического Майдана «есть третий вариант, когда Украина попадёт под власть националистов, исконных врагов Польши». При этом понятно, что если первые два варианта были дипломатическим реверансом отставного на тот момент министра, то третий показывает его истинное отношение к силам, игравшими на Майдане первую скрипку.

Нам кажется, что это будет лучше для Украины. Но мы точно уверены, что так будет лучше для Польши».

Тем не менее политики ПиС поддерживали Майдан и даже критиковали тогдашнего министра иностранных дел Радослава Сикорского за участие в переговорах Януковича с оппозицией. Ярослав Качинский, лидер ПиС, ездил в Киев декабре 2013-го поддержать протесты, чем вызвал сильное недовольство значительной части сторонников из-за появление рядом с красно-чёрными флагами. В ответ на это Януш Войцеховский, ныне депутат Европарламента по списку ПиС, объяснял тогда: «… Мы знаем, какое решение мы хотим, как поляки, мы знаем, что лежит в наших польских интересах. Мы хотим, чтобы Украина освободилась от России и навсегда привязалась к Европе. Нам кажется, что это будет лучше для Украины. Но мы точно уверены, что так будет лучше для Польши».

В том же интервью Войцеховский напоминал, что у польского народа не меньше вопросов к другим соседям – немцам. Как он выразился: «Немцы на глазах у всего мира плюют в нашу память и историю фильмом «Наши матери, наши отцы». Также он напоминает, что «палач Варшавы Райнефарт, на чьих руках не меньше польской крови, чем на руках УПА, до смерти был уважаемым в Германии человеком и депутатом ландтага». Тем не менее «сегодняшний польский национальный интерес нужно ставить выше исторической памяти, а он гласит, что мы не должны ссориться с немцами».

Из перечисленного следует неутешительный для Украины вывод. Правящая сила в Польше умеет закрывать глаза на историю, когда это выгодно. И вспоминать о ней, когда приходит время.

Видимо, оно пришло сейчас, когда Украина слаба и лишена союзников, кроме, возможно, США, с которыми у Польши всё равно отношения неизмеримо крепче. Когда, если не сейчас, поднимать вопрос о компенсации страданий польского народа на Волыни? Когда, если не сейчас, говорить о возврате имущества католической церкви? А там и до тотальной реституции недалеко. Если правильно проводить этот процесс, политическое будущее правящей партии в Польше обеспечено.

Что же касается Украины, то надо понимать следующее: увольняй Вятровича, не увольняй, открывай польские памятники, не открывай, Украина останется виноватой. Просто потому, что она слаба и одинока.

Евгений Селяков

СВО
1,21 млн интересуются