Найти тему
Tatler Russia

«Пикассо и Майя: отец и дочь» — история особенных отношений

Майя и Пикассо в Ницце, 1955. Кадр из фильма «Тайна Пикассо»
Майя и Пикассо в Ницце, 1955. Кадр из фильма «Тайна Пикассо»

Старшая дочь Пикассо — Майя — сегодня одна из самых богатых наследниц мира искусства. После смерти художника в 1973 году она стала одной из троих его детей, унаследовавших 45 тысяч работ, $4,5 миллиона наличными и $1,3 миллиона золотом.  

В 1927 году, выходя из метро у Лафайет, 45-летний Пикассо встретил 17-летнюю Мари-Терезу Вольтер, девушку из буржуазной семьи, что жила в пригороде Мезон-Альфор. Как он потом рассказывал, красота Мари буквально сбила его с ног. Пикассо уже был известным художником, охотился за женщинами и поспешил за Вольтер, чтобы пригласить позировать ему: «У вас интересное лицо. Я — Пикассо». Девушка понятия не имела, кто он такой, но поддалась обаянию. В то время Пикассо был женат на русской балерине Ольге Хохловой, но между ним и Мари начался пламенный роман, который продлился четырнадцать лет. Мари вдохновила Пикассо на многие знаменитые работы (к примеру, три образа из «Герники» были списаны с нее) и подарила ему дочь, которая родилась 5 сентября 1935 года. Девочку назвали Майя де ла Консепсьон — в честь сестры художника, которая умерла от дифтерии, когда ему было четырнадцать.

«Майя в красном фартуке», Пабло Пикассо, 1938
«Майя в красном фартуке», Пабло Пикассо, 1938

Дочь Майи, 43-летняя Диана Видмайер-Пикассо, курирует выставки современного искусства. В 2011 году в галерее Гагосяна в Париже она представила выставку, посвященную Пикассо и Мари Вольтер. В 2017-м там же собрала экспозицию, посвященную дедушке и своей матери. 

Пикассо не вел с Мари-Терезой семейную жизнь, но был удивительно любящим отцом. Увлеченный творчеством и новыми романами, он виделся с Майей дважды в неделю, а с тех пор, как ей исполнилось 20, и эти встречи прекратились. Однако до десяти лет Майя была его главной музой и неизменно появлялась в работах и рисунках: «Если присмотреться, можно увидеть всю нежность, с которой Пикассо описывал Майю. Это удивительно, особенно для такого монстра, как он, — говорит Диана Видмайер в интервью Another Magazine. — Вторая жена Жаклин Рок фактически держала его в заточении. Мама не видела его несколько лет. И сегодня его работы будто воскрешают воспоминания. Они как биография, дневник, который он вел для своего ребенка — в них то, о чем он думал. Это был его способ рассказать о жизни. В 1996 году Майя вспоминала: "Все без исключения картины Пикассо невероятно правдивы. Здесь все — моя детская одежда, прическа, даже игрушки. Картины стали буквальным воплощением беззаботного времени, но скрывали в себе несколько смыслов".

Пабло Пикассо с дочерью Майей (слева), второй женой Жаклин и дочерью Кэтрин, Канны, 1955
Пабло Пикассо с дочерью Майей (слева), второй женой Жаклин и дочерью Кэтрин, Канны, 1955

Читайте продолжение на Tatler.ru