Найти в Дзене
Медиашкола

Zoom-объективы

Оглавление

Каждый слышал термин «zoom», вероятно, понимая под этим «приближение» объекта с помощью фототехники. Один из способов реализации этого — использование специального объектива. О них и расскажем.

Все объективы можно разделить на две группы:

  • Объективы с постоянным фокусным расстоянием — ими нельзя «приближать и отдалять».
  • Объективы с переменным фокусным расстоянием — они же zoom-объективы, они же трансфокаторы. Именно умеют они «приближать и отдалять».

Как можно было догадаться, в деле замешано некое «фокусное расстояние». Что это?

Фокусное расстояние

Задача объектива — сделать так, чтобы картинка, которую мы хотим снять, отобразилась на матрице или плёнке камеры. Происходит это с помощью линз, из которых состоит объектив. В зависимости от размеров и расположения линз, отображаемая картинка может охватывать различную ширину.

Фокусное расстояние — это длина отрезка между фокальной плоскостью и матрицей. Система целиком работает так: свет попадает на переднюю линзу, с помощью внутренних линз собирается в одну точку на фокальной плоскости, проходит её и вновь начинает рассеиваться — уже так, чтобы попасть на матрицу или плёнку. Благодаря конструкции zoom-объективов мы можем перемещать фокальную плоскость. Чаще всего плоскость располагается внутри объектива, но в случае с широкоугольными объективами бывает не так. Их конструкции сделаны таким образом, что фокальная плоскость находится между задней линзой объектива и матрицей.

-2

Собственно, zoom

Как изменить фокусное расстояние? Логично, что поменять либо линзы, либо их расположение. Вот только сделать всё это внутри объектива — сложно.

Поэтому используемая механика не меняет непосредственно расположение линз. Как мы помним, пройдя точку фокусировки свет опять рассеивается и попадает на матрицу. В зависимости от расположения матрицы относительно точки, лучей на неё попадёт больше или меньше.

На этом принципе zoom-объективы и работают. Часть линз сдвигается вперёд-назад, меняя расположение точки фокусировки относительно матрицы. Соответственно, чем точка ближе, тем меньшую картинку мы видим. Другими словами: чтобы «увеличить», нужно переместить точку фокусировки ближе к матрице.

На практике

Фокусное расстояние у объективов, с которыми сталкивается фотограф, находится в диапазоне от 15 до 200 мм. Существуют объективы с фокусным расстоянием 600 и 8 мм, но такие приборы узкоспециализированы, и встретить их можно гораздо реже. Чем меньше фокусное расстояние, тем больше угол обзора у объектива.

Фокусные расстояния разделены на часто используемые группы. У каждой из них есть своё применение и свои свойства. Для наглядности мы засняли котика: расстояние от него до фотографа одинаковое, объективы — разные.

Широкоугольные объективы

Фокусное расстояние: 16 — 35 мм.

Применяется для широких планов. Кадры, снятые на них имеют ярко-выраженную дисторсию — искривления линий объектов. Чем меньше фокусное расстояние — тем больше дисторсия. Об объективах, которые позволяют её избежать — как-нибудь в другой раз.

Пример сделан на 16 мм 
Смотрите на края, хорошо видно слева — дверь сзади как будто сужается к низу
Пример сделан на 16 мм Смотрите на края, хорошо видно слева — дверь сзади как будто сужается к низу
Пример сделан на 35 мм
Дисторсия незаметна
Пример сделан на 35 мм Дисторсия незаметна
Пример сделан на 35 мм
Пример сделан на 35 мм

Портретные объективы

Фокусное расстояние: 35 — 100 мм.

Исторически сложилось, что их называют портретными. За счёт того, что в кадр удобно поместить лицо модели, или модель целиком. А ещё на этих фокусных расстояниях нет видимой дисторсии.

Пример сделан на 85 мм 
Для этого кадра пришлось отойти назад
Пример сделан на 85 мм Для этого кадра пришлось отойти назад

Телевики

Фокусное расстояние: 100 мм и больше.

На сленге фотографов так принято называть объективы с фокусным расстоянием больше 100 мм.

Они физически длинные, и снимают ими то, что расположено далеко от фотографа. Летящих птиц, например.

Фокусное расстояние этих объективов может изменяться от нескольких сантиметров до метров. Просто представьте себе размеры объектива, где 1 метр только до середины объектива (не говоря о его размерах). Видели телескопы? Внутри они не особо отличаются от объективов.

Маркировка zoom-объективов

Каждый объектив имеет маркировку, в которой описывается фокусное расстояние и максимально возможное значение диафрагмы. Читать маркировку не сложно.

-7

Автор перечислил все возможные обозначения:

  • EF — обозначение типа байонета (крепления к фотоаппарату).
  • 16-35 мм — это говорит о том, что фокусное расстояние объектива изменяется в этих пределах. Запомните: это zoom-объектив.
  • 1:2.8 — это значение максимально открытой диафрагмы для данного объектива. Существуют разные варианты маркировки диафрагмы, но все они передают одну и ту же суть.
  • Ø 82 мм — это диаметр корпуса объектива. Если вы будете приобретать различные фильтры к объективу, то для этого объектива подойдёт корпус с соответствующим диаметром.
  • L — это серия объективов у Canon. Они выделяются также красной полоской. Nikon, в свою очередь, делает жёлтую полосочку.
-8

Аналогичные обозначения встречаются на боковой стороне объектива.

-9

Производитель вправе указывать маркировку, где захочет, в нашем случае маркировка указана три раза.

Достоинства

  • Это самые универсальные объективы. За счёт изменения фокусного расстояния, они позволяют за доли секунды превратиться из широкоугольного объектива в телеобъектив.
  • Их удобно брать в путешествия, так как один zoom-объектив заменит вам «телевик» и «ширик».

Недостатки

  • Из-за большого количества линз в оптической системе объектива zoom пропускают меньше света, в сравнении с фиксами.
  • Подвижность линз-блоков увеличивает люфты, что влияет на резкость объектива.
  • Из-за тех же подвижных частей ускоряется износ механизма.

Автор статьи: Андрей Никитин