В начале октября Дмитрий Азаров ездил в Кремль — повесткой дня стала подготовка регионов к Чемпионату мира по футболу FIFA-2018. Самара получила нагоняй за сорванные сроки строительства, и сразу после встречи с президентом и оргкомитетом «Россия — 2018» врио губернатора распорядился ежедневно отчитываться о подготовке стадиона к мундиалю. Сроки горят настолько, что на зачистку территории возле «Самара-Арены» от мусора в скором времени отправятся чиновники, учителя и другие муниципальные служащие, а темпы должны стать еще ударнее, чем раньше.
«Большая Деревня» собрала все, что известно о самом проблемном среди российских стадионов на настоящий момент: каким он должен был быть и каким стал, кто, как и когда будет его достраивать.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Старт строительства стадиона состоялся во время рабочего визита Владимира Путина в Самару 21 июля 2014 года. На площадке будущей «Самара-Арены» прошла торжественная церемония, во время которой была заложена капсула. На встрече присутствовали министр спорта Виталий Мутко и губернатор Самарской области Николай Меркушкин. Местом размещения стадиона стала площадка у Радиоцентра, хотя изначально его планировали построить возле Речпорта, на стрелке рек Самара и Волга. Правда, потом идею с Речпортом свернули: губернатор заявил, что строительство стадиона разрушит исторический центр, да и затрат в этом случае вышло бы гораздо больше.
Площадь стадиона составляет 27 гектаров, а прилегающей территории — 930 гектаров. Ожидаемая общая вместимость после окончания строительства — 44807 зрителей.
ПЛАН
Окончательный список городов, которые примут ЧМ-2018, был объявлен в сентябре 2012 года, однако первые эскизы стадиона, который тогда еще назывался «Космос-Ареной» представили только в июне 2015. Их разработкой занималась немецкая инновационно-производственная компания Knauf. По задумке, купол высотой в 60 метров должен был полностью состоять из стекла. Для болельщиков предусматривали два яруса трибун, два уровня лож, VIP-зоны и зону гостевого обслуживания. Интерьеры планировалось сделать минималистичными и функциональными: много света в окружении пересекающихся белых плоскостей с яркими цветовыми акцентами.
В марте 2017 года выяснилось, что «Самара-Арена» не может быть возведена по существующему проекту — генподрядчик ПСО «Казань» заявил о подорожании строительства и о том, что стеклянного купола не будет. Вместо этого купол решили покрыть металлом или «альтернативными материалами», а также упростить конструкции фасадов и зон отдыха. В качестве покрытия купола рассматривался даже поликарбонат, однако потом от него решили отказаться — по окончательному решению, для купола будут использовать строительную мембрану из полиэтилена.
ПОЛЕ
Отклонения от первоначального проекта касаются и футбольного поля. Изначально его хотели сформировать инновационным методом укрепления газона: после посева и врастания на специально привезенной технике выполнить прошивку покрытия поля полимерными нитями. Позже представители подрядчика вдруг осознали — газон вырасти самостоятельно просто не успеет, и решили сделать его рулонным. Кстати, в связи с оставанием по срокам в 1,5 месяца, укладывать его придется зимой.
ПРИЛЕГАЮЩАЯ ТЕРРИТОРИЯ
К Чемпионату возле стадиона «Самара-Арена» построят аллею для болельщиков, выполненную в космической тематике. Она будет состоять из трех дорожек, образующих триколор, и вести от входов на территорию к секторам стадиона. Вдоль дорожек установят гигантские цифры, имитирующие обратный отсчет от 9 до 1 перед стартом ракеты.
После мундиаля благоустройство территории в районе Радиоцентра продолжится — там планируют возвести технополис «Гагарин-центр», который будет готовить специалистов космической отрасли. В структуре этого проекта запланирован межвузовский кампус и технопарк. Изначально супер-масштабный проект хотели воплотить к самому чемпионату, но потом что-то пошло не так.
Лесной массив, окружающий стадион, во время чемпионата огородят заборами и установят возле него камеры наблюдения, — но после мундиаля его собираются превратить в прогулочную зону площадью в 87 гектаров. Там построят пешеходные маршруты с навигацией, велодорожки, разобьют английский парк, газоны с автополивом, организуют наружное освещение и архитектурную подсветку.
ТРАНСПОРТНОЕ СООБЩЕНИЕ
Первые эскизы трамвайной линии до «Самара-Арены» были опубликованы в декабре 2012 года: тогда планировалось, что ж/д вокзал и стадион свяжет скоростной трамвайный маршрут, который позволит болельщикам добираться из одного конца города в другой всего за 45 минут. Предполагалось, что трехсекционные трамваи по этому маршруту будут ходить каждые две минуты, а самарцы увидят готовый проект 31 декабря 2017 года.
Но в марте этого года выяснилось, что до стадиона пустят не скоростные, а обычные трамваи, которые начали курсировать по городу в прошлом месяце. Тогда же затормозилось и строительство новой линии от улицы Ташкентской до Радиоцентра — стройке века мешал владелец магазина с пельменями. Недавно сроки сдачи линии в эксплуатацию перенесли на март 2018 года.
Для тех, кто не хочет катить к стадиону на трамвае, в Самаре построят две новые улицы — Арену 2018 и Дальнюю. Арена 2018 пройдет от Волжского шоссе до Демократической, а потом соединится с улицей Дальней, которая является подъездом непосредственно к стадиону. Полностью завершить строительство дорог и даже открыть по ним движение планируют в ноябре 2017 года. Также к стадиону подведут тоннель для велосипедистов.
СТЕПЕНЬ ГОТОВНОСТИ
Изначально «Самара-Арену» обещали сдать в августе 2017, потом в декабре. Весной Дмитрий Медведев подписал постановление о переносе сроков на 2018 год. При этом первые тестовые матчи на стадионе пройдут уже в марте-апреле 2018 года, а на одобрение оргкомитету FIFA его отдадут в мае. Одновременно с этим на территории «Самара-Арены» будут проводить инженерные коммуникации.
В марте 2016 года местные СМИ сообщали о том, что готовность стадиона составляет 40%. На конец марта 2017, по словам представителя «Спорт-Инжиниринга», она оценивалась в 60%. В июле 2017 сообщили о готовности в 71%, но сейчас оценки пересмотрели — после назначения Дмитрия Азарова врио губернатора готовность стадиона внезапно стала 65%.
СТОИМОСТЬ
Первоначально стоимость «Самара-Арены» оценили в 13 миллиардов рублей. В апреле прошлого года министр спорта Самарской области Дмитрий Шляхтин заявил, что она составит 17 миллиардов рублей. В августе 2016-го цена стройки из-за требований «Казани» увеличилась почти до 19 миллиардов, а в начале лета 2017 года спортобъект оценивался уже в 20,7 миллиардов.
ПОКУПКА БИЛЕТОВ
Продажа билетов на Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 стартовала 14 сентября. Они продаются только на сайте FIFA.com и в зависимости от степени крутизны разделены по категориям.
Болельщики смогут купить проходки четырех видов. Билеты категории 1, 2 и 3 смогут приобрести и россияне, и иностранные болельщики. Стоимость — от 6300 рублей до 66 000 на финальные матчи.
Билеты 4 категории будут доступны только для людей с российским гражданством, и приобрести их можно исключительно за рубли. Проходки стоят от 1280 рублей до 7040 рублей на финальные матчи. Эти билеты самые дешевые, так как места располагаются в самом невыгодном для просмотра матчей секторе — за воротами. Купить билеты на матч просто так нельзя — болельщиков будут выбирать методом случайной жеребьевки.
А еще у «Большой Деревни» есть странички
вконтакте https://vk.com/bigvill
фейсбук https://www.facebook.com/bigvill1
твиттер https://twitter.com/bigvillsmr
телеграм https://t.me/bigvill