Найти в Дзене
Валерий Грачиков

Вторая кругосветка жадного капитана Кука

Большинство из нас знают, что знаменитый английский капитан Кук совершил три кругосветных путешествия и закончил свои плавания тем, что был съеден аборигенами на Гавайских островах.

Кук был знаменит еще до первой кругосветки, а после нее прославился как открыватель открывателя Новой Зеландии и Большого Барьерного рифа у восточного побережья Австралии. Но с главной задачей, решить которую его посылали, он не справился – южный материк остался не найденным. На тот момент уже не было надежды, что «неизвестную южную землю» найдут в умеренных и тропических широтах и там будет золото, сырье и рынок для сбыта товаров. Но еще были надежды найти земли за 50 градусами южной широты, где европейские мореплаватели что-то такое иногда видели. Вот только все это могло быть не южным материком или островами, а миражами.

Во вторую кругосветку Куку дали два шлюпа: Resolution и Adventure. На первом командовал сам Кук, на втором командиром шел Тобиас Фюрно. Кроме того, экспедиция впервые в истории мореплавания получила хронометр. Этот прибор стоил тогда просто невероятных денег. На Resolution в экспедицию отправился немецкий натуралист Иоганн Рейнхольд Форстер, прославившийся своими работами по этнографии и географии. Он плыл со своим семнадцатилетним сыном Георгом.

Корабли ушли из Плимута 13 июля 1772 года. 30 октября они добрались до Капстада на мысе Доброй Надежды (сейчас Кейптаун). Там Форстер повстречал шведского ботаника Андреаса Спаррамана. Ученый попросил капитана взять с собой еще оного ученого. Но Кук был прижимистый товарищ и согласился при условии, что Форстер оплатит из своего кармана жалование ботаника и его питание. Так что открытия – открытиями, а денежки – денежками.

22 ноября Resolution и Adventure пошли точно на юг, в попытках найти мыс Обрезания Господня, обнаруженный 30 годами ранее французом Жаном-Батистом Шарлем Буве де Лозие. Он считал его северной оконечностью того самого южного материка. 7 декабря начался сильный ветер, перешедший в шторм. Температура снизилась, а 10 декабря у 50 градусов 40 минут южной широты Кук встретился с плавучими льдами. Потом путь стали преграждать большие ледяные поля.

Через три дня корабли дошли до широты мыса Обрезания, но вокруг не виднелось ни единого клочка суши. Стало понятно, что лягушатник обознался и скорее всего, принял за землю мираж или айсберг. Поэтому шлюпы, лавируя в тумане среди огромных ледяных полей, двинулись дальше на юг. Так они дошли до 59 градуса южной широты и пошли на запад, чтобы выйти к берегу, если мыс Обрезания на самом деле был и являлся частью суши.

1773 год встретил моряков холодным ветром и сильным снегом. В полдень 17 января корабли экспедиции Кука пересекли Южный полярный круг, впервые в истории человечества. Но потом путь на юг преградили непроходимые льды. С грот мачты везде на юг не было свободной воды. Из-за этого Кук повернул, не зная, что не дошел до Антарктиды 140 километров.

Экспедиция пошла в сторону Новой Зеландии и 8 февраля в шторме корабли потеряли друг друга. 26 марта Resolution добрался до бухты Даски-Саунд. Тем временем Adventure обследовал воды между Новой Зеландией и Австралией, а потом пошел к месту рандеву - заливу Королевы Шарлотты.

Капитан Кук дал отдохнуть изнуренной цингой и долгим плаванием команде до середины мая в Даски-Саунд, после чего пошел в залив Королевы Шарлотты. Там корабли встретились 7 июня 1773 года, после чего пошли на запад.

В зимние месяцы Кук собирался заняться малоизученными районами Тихого океана в районе Новой Зеландии. Но на Adventure у команды обострилась цинга и пришлось идти на Таити. Потом корабли пошли к островам Дружбы и опять пошли к Новой Зеландии. Но тут случился шторм, после которого корабли разминулись и снова встретиться не смогли. Капитан Фюрно принял решение возвращаться в Англию.
Кук же решил еще раз идти на поиски Южного материка и 21 декабря 1773 года в снежную погоду и в густом тумане вторично пересёк Южный полярный круг. 30 января при ясной погоде и свежем северном ветре он достиг 71 градуса 10 минут южной широты. На этот раз он оказался в 200 километрах от ближайшего выступа Антарктиды — полуострова Терстон, разделяющего моря Амундсена и Беллинсгаузена. И снова его встретили непроходимые ледовые поля, после чего Кук написал в своем журнале: «Стремление достичь цели завело меня не только дальше всех моих предшественников, но и дальше предела, до которого вообще может дойти человек».

После похода в антарктические широты, Кук повел корабль с командой отогреваться и доплыл до острова Пасхи. Кук обошел остров и описал природу и культуру острова. В том числе заметил и испанские товары ( за 4 года до Кука на острове побывала побывала экспедиция Фелипе Гонсалеса). Потом Кук первым подробно обследовал Новые Гебриды и во время осмотра неизвестной полосы океана югу от Кораллового моря, открыл Новую Каледонию.

10 ноября 1774 года Resolution отошел от Новой Зеландии и пошел на юго-восток, а после пересечения 55-й параллели – на восток. Тут в Тихом океане до Кука никто не плавал. Но удалось открыть только несколько островков, а само плавание Куку показалось ужасно скучным. Потом корабль прошел мыс Горн, обследовал Огненную Землю с юга и 16 января 1775 года открыл остров Южная Георгия.

Идя на юго-восток, 28 января Кук опять натолкнулся на айсберги. Природа не пускала его к Антарктиде, но зато дала открыть Землю Сандвича. После этого Resolution повернул домой и 30 июля 1775 года вернулся в Англию, завершив безумное плавание, продолжавшееся 3 года и 17 дней. Потом Кук написал:

«Я обошёл Южный океан в высоких широтах и… неоспоримо отверг возможность существования здесь материка, который если и может быть обнаружен, то лишь вблизи полюса, в местах, недоступных для плавания… Я не стану отрицать, что близ полюса может находиться континент или значительная земля. Напротив, я убежден, что такая земля там есть и, возможно, что мы видели часть её (Земля Сандвича. — Прим. ред.)… Это земли, обречённые природой на вечную стужу, лишённые тепла солнечных лучей. Но каковы же должны быть страны, расположенные ещё дальше к югу… Если кто-либо обнаружит решимость и упорство, чтобы разрешить этот вопрос, и проникнет дальше меня на юг, я не буду завидовать славе его открытий. Но должен сказать, что миру его открытия принесут немного пользы».

И только много позже, но не англичане, а русские – экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева продерутся через льды и доберутся таки до Антарктиды.