Найти в Дзене
galgut_and_books

Исповедь в ста письмах. О книге Карины Добротворской.

«Спасибо, извините, что не так».

«Кто-нибудь видел мою девчонку?» - биография, притворяющаяся исповедью, послания на небеса в форме воспоминаний. Честно о любви, таланте и кинематографе.

Ровно 100 писем, написанных Кариной Добротворской спустя 17 лет, прошедших со смерти ее первого мужа - Сергея Добротворского, видного кинокритика России 90-х годов. Написанных к Сереже, для Сережи и о Сереже. Еще о культурных событиях, которые Сережу впечатлили бы или по поводу которых он долго ругался бы. О фильмах, до выхода которых Добротворский так и не дожил, но которые он несомненно оценил бы по достоинству. Впрочем, самое главное не о кино, концертах и выставках, а в воспоминаниях, больных и щемящих, вызывающих улыбку и возрождающих прекрасное было.

«Кто-нибудь видел мою девчонку?» - как модный роман с закольцованным сюжетом, где данность: умер Сергей Добротворский, потом быстрая перемотка в начало, ко времени знакомства кинокритика с будущей женой, следом плавное повествование, развитие сюжета и развитие отношений героев, текст медленно течёт к своему логическому завершению, концу жизни Сережи. Кольцо замкнулось, the end. И только остаётся уже навзрыд:

«В этом мире я смотрю в прозрачные глаза моего Сережи и притягиваю к себе его красивую голову.
И знаю, что он навсегда останется таким же молодым, таким же влюбленным. И будет снова и снова спрашивать:
— Ты ведь всё еще любишь меня? Не разлюбила?
Конечно, люблю. И его, и тебя. В этом мире любовь не исчезает. Даже если ее главная задача — исчезнуть.
— Моя девчонка ко мне уже не вернется, — сказал ты.
Ты оказался не прав. Я к тебе вернулась. Ты умер, но я прожила с тобой еще целых семнадцать лет.
А теперь дай мне, пожалуйста, уйти.
Прости.
Отпусти меня».

-2

Секрет книги Карины Добротворской очень прост - она искренняя от первой до последней строчки. Автор не написал 100 писем, он их прожил и прочувствовал. Здесь не ощущается литературной обработки и редакторской правки (хотя они, несомненно имели место быть). Текст куда больше похож на душевный монолог, случившийся ночью после бутылочки красного, когда цель - вспомнить всё, пережить вновь, чтобы к утру родиться заново, не неся в себе всю ту боль, изъедавшую душу годами, но так и не высказанную, а потому не отпущенную.

«100 писем к Сереже» - коммерческий проект или неподдельное желание оставить прошлое в прошлом, чтобы заново научиться свободно дышать? Или как вариант, попытка возродить канувшее в лету имя Сергея Добротворского, забытого гения, знаковой фигуры 90-х, которому не нашлось места в современном мире. Сама Карина пишет:

«Мы жили на улице Правды. Нашей с ним правды. В этих письмах нет никаких претензий на объективный портрет Добротворского. Это не биография, не мемуары, не документальное свидетельство. Это попытка литературы, где многое искажено памятью или создано воображением. Наверняка многие знали и любили Сережу совсем другим. Но это мой Сережа Добротворский — и моя правда».

И, действительно, вышла литература, большая литература, не в плане объёма или заложенного смысла, а в том, насколько яркие эмоции она вызывает. Книга погружает в себя, и вот ты уже проживаешь страницу за страницей вместе с Кариной и Сережей, Иванчиком и Иванчиком, как сами они друг друга называли. Вместе с ними ты запираешься в питерской малогаборитке и смотришь кино, обсуждаешь его, споришь. Ты переживаешь муки творчества и ищешь выход из своего личного ада, из замкнутого пространства, из зашоренности окружающего.

«100 писем к Сереже» - оголённый нерв, запредельная чувствительность и беспросветная любовь, поглощающая всё вокруг.

И пускай, Карина Добротворская неидеальная жена, и выбрала она не путь героини-мученицы, отдавшей всю себя гению мужа, а лишь обычная женщина, выбравшая личное счастье в противовес загниванию в объятиях бесконечно талантливого, но порабощённого алкоголем мужа, её исповедь, её воспоминания и её память о Сергее Добротворском, порождают эмпатию и понимание, чувство сопричастности, и как будто отдают тебе часть своего горя, и отдавая освобождаются сами.

«Кто-нибудь видел мою девчонку?» - больше чем биография известного человека, сильнее чем самая красивая из придуманных историй любви, доступная и понятная всем, в независимости от приобщённости к миру кино и от знакомства с Сергеем Добротворским.

-3

«Я благодарю Сергея Добротворского, который научил меня тому, что любовь не исчезает. И который сейчас наверняка сказал бы: “Спасибо. Извините, если что не так”.
Хобби
3,2 млн интересуются