В последний день лета 2017-го рассказываем об испанском импрессионисте Хоакине Соролье, на большинстве картин которого — вечное лето.
Мальчик из Валенсии
Будущий живописец родился в Валенсии в семье торговца. Когда Хоакину было два года, а его сестре Кончите всего один, их родители умерли от холеры. Детей взяла на воспитание тетя и ее муж. Слесарь Хосе Пикуэрес с детства пытался приобщить Хоакина к своему делу, но, увидев, что у мальчика есть способности к рисованию, не стал давить на него.
В 14 лет Хоакин стал ходить на уроки рисунка при Школе ремесел, а в 15, получив от дядя в подарок ящик с красками, поступил в Школу изящных искусств Валенсии. Чтобы оплачивать учебу, юноша стал писать картины на продажу.
Одну из своих картин Хоакин продал за сто реалов владельцу местной антикварной лавки. Выгода была сомнительной, потому что половину суммы делец отдал ненужным ему старьем. Но в один прекрасный день в лавку зашел известный фотограф Антонио Гарсиа Перис. Он так восхитился картиной Сорольи, что не просто купил работу, а разузнал все об авторе, нашел его и стал опекать. В мастерской Периса Хоакин познакомился с его дочерью Клотильдой Гарсиа дель Кастильо — своей будущей женой.
Первые шаги
В 18 лет Соролья отправился в столицу. Он копировал полотна Веласкеса, Риберы, Эль Греко в Прадо и отправлял свои работы на разные выставки — поначалу безуспешно. И вот, наконец, первая серьезная награда — серебряная медаль национальной выставки в Мадриде 1884 года. Позже Соролья признался, что все просчитал: при написании картины «Оборона артиллерийской батареи Монтелеона» (1884) он сделал ставку на котирующуюся тогда монументальность (4×5,8 м) и историко-драматическую тему.
«Чтобы стать известным и получить здесь медаль, нужно изображать мертвецов», — сказал он другу.
Cпустя год художник представил картину «Крик Паллетера» (1884), посвященную героическому эпизоду истории Валенсии — сопротивлению войскам Наполеона в 1808 году. Власти родного города заметили дарование и отправили его в Испанскую академию изящных искусств в Риме.
Во время учебы Соролья совершил «вылазку» в Париж — город, который считался столицей мировой живописи. Больше всего его впечатлили картины натуралиста Бастьен-Лепажа и реалиста фон Менцеля. Но написанное им в сходной технике полотно «Погребение Христа» (1887) вызвало скандал в Валенсии. Набожных католиков возмутило чересчур «человечное» изображение библейских персонажей. Шумиха быстро утихла, но художник в приступе ярости уничтожил «Погребение Христа». Сейчас в Музее Сорольи хранятся четыре фрагмента картины, которые специалисты смогли восстановить в 1979 году.
В конце 80-х годов художник снова съездил в Париж. На Всемирной выставке он познакомился с творчеством северных и русских художников (Маковского, Айвазовского, Крамского), которые особенным образом передавали свет. Палитра самого Сорольи начала постепенно «просветляться».
Международный успех
В следующее десятилетие Соролья стал признанным художником и получил массу наград. «Другая Маргарита» (1892), сюжет который был навеян «Фаустом» Гете, завоевала «золото» на выставке в Мадриде и первую премию выставки в Чикаго. Она так и осталась в Америке — полотно купили, а позже передали в музей Университета Вашингтона (Сент-Луис). Картину «Возвращение с рыбалки» (1894) отметили серебряной медалью Парижского салона и тоже купили — для Люксембургского музея.
Новаторские картины «Портрет доктора Симарро с микроскопом» и «Научное исследование» (обе — 1897), представленные в Мадриде, сразу окрестили шедеврами. Эти работы — вершина натуралистической живописи Сорольи. На них художник максимально точно воссоздал на холсте лабораторию своего друга Луиса Симарро и атмосферу научных изысканий.
Славу, гремевшую по всей Европе, закрепило полотно «Печальное наследие» (1899). На нем Соролья изобразил купание в море детей, ставших инвалидами в результате эпидемии полиомиелита в Валенсии. «Печальное наследие» принесло Соролье Гран-при парижской Всемирной выставки 1900 года, а также звание кавалера ордена Почетного легиона.
В 40 лет Хоакин Соролья уже считался главным испанским художником современности.
Художник света
После «Печального наследия» Соролья оставил социальные темы. Он сосредоточился на картинах с вневременными сюжетами, вдохновленными образами испанского Леванта.
«Искусство не имеет ничего общего с уродливым и грустным… Свет — это жизнь для всего, чего ни коснись, поэтому, чем больше света в живописи, тем она живее, правдивее и прекраснее», — напишет художник в 1912 году.
В отличие от французских импрессионистов, мазки у Сорольи четче, а фигуры людей — более натуралистичны. С «коллегами по стилю» его роднит легкая недосказанность очертаний на картинах.
Первая крупная (около 500 работ!) персональная выставка художника прошла в Париже в 1906 году. Тогда же Соролью «повысили» до офицера ордена Почетного легиона.
Семья и дом мечты
Единственной любовью и одной из главных моделей Сорольи была Клотильда.
Долгое время у семьи не было своего дома. В 1905 году Соролья смог купить участок в Мадриде, но на строительство средств не хватило. Деньги нашлись неожиданно — по другую сторону Атлантики.
В 1908 году в Лондоне, где проходила его выставка, Соролью познакомили с магнатом и меценатом из США Арчером Хантингтоном. Тот как раз основал Испанское общество Америки в Нью-Йорке. Через год в Новом свете провели выставку Сорольи, для которой через океан доставили почти 350 картин. 195 из них раскупили! Оставшись в Америке на полгода, художник написал на заказ около 20 портретов, в том числе тогдашнего президента Уильяма Тафта.
В 1911 году Соролья наконец построил дом своей мечты — двухэтажный особняк, окруженный большим садом, который напоминал ему о двориках Андалусии.
Виды Испании
В том же году Хантингтон предложил Соролье создать серию больших картин об Испании для украшения здания общества в Нью-Йорке. Предполагалось, что это будут работы на исторические темы, но Соролья предложил написать серию «Виды Испании» и отразить в ней жизнь разных уголков страны.
14 панно, высота каждого — от 3,5 до 4 метров, общая длина — 68 метров. Наварра и Каталония, Валенсия и Севилья, Кастилия и Леон — Соролья мотался по всей Испании, посещал народные праздники, делал эскизы. В центре композиции он помещал жителей, одетых в яркие наряды. Помимо культурного своеобразия регионов, он стремился передать и их природу.
Музей Сорольи
Последнее панно Соролья завершил и отправил в Америку в 1919 году. Результата своего титанического труда художник не увидел. Зал Испанского общества, украшенный картинами Сорольи, открыли только в 1926 году, когда автора уже не было в живых.
В 1920 году Соролью прямо за мольбертом сразил инсульт. Последние три года жизни он был обездвижен.
Еще в 1899 году Хоакину Соролье присвоили титул «Любимый сын Валенсии». А в 2011 году власти города назвали именем своего знаменитого земляка новый железнодорожный вокзал.
Оригинал статьи был размещён по адресу artchive.ru