Столетиями совершенствовались изобразительные искусства: живопись достигла поразительных эффектов иллюзорности, скульптура стала передавать тончайшие нюансы пластики, графика сделала рисунок характерным, динамичным, острым. Но все возможности передать жизнь останавливались перед неподвижностью изображения, словно перед камнем преткновения.
В прошлом были попытки показать движение, связь времени. В живописи создавались серии картин на одну и ту же тему с развитием сюжета. Графические иллюстрации повествуют о жизни героев литературных произведений. Но самого жизненного процесса не было и не могло быть, потому что живая мысль художника ограничивалась неподвижной плоскостью изображения. Мастера мечтали хоть как-то оживить изображение, сделать его динамичным, подвижным. И тогда появились две картины на один сюжет (диптих) или три (триптих), а иногда и целый цикл.
Но ведь оживить изображаемое — значит заставить его действовать, жить во времени, в пространстве. Как в жизни. Жить и действовать так, как живут реальные люди в реальной действительности. Правда, театр создает на сцене иллюзию жизни. И это он делает с древнейших времен.
Сами же сценические действия всегда были ограничены возможностью сцены, условностью представления на сцене. Театр, конечно, имеет свою неповторимую прелесть: актер тут же, на глазах зрителя, творит искусство, изображая жизнь в динамике, то есть в движении. Но театр — тема особая. Каким же образом привести в движение изображение на плоскости?
Все привыкли к тому, что оно неподвижно, как сама плоскость. Но есть вполне естественное желание привести его в движение, потому что жизнь — это движение, развитие. Иногда фантазия зрителя приводит в движение неподвижные образы живописных полотен. Но это только фантазия. Сами же они неподвижны. Они застыли, несмотря на изображение движения. Движение изображается, но изображение неподвижно. Разве это не драма искусства, когда художник мыслит живыми, действующими образами, а они оказываются прикованными, неподвижно вплетаясь в материал живописи, графики, скульптуры!
Наконец, на помощь приходит техника. В 60-х годах позапрошлого века зародилась фотография. Человечество в конце XIX века изобрело кино. Теперь единичный фотоотпечаток превращается во множество, и в этом множестве каждый кадр фиксирует процесс движения. Фотоизображение становится динамичным, подвижным, а благодаря проекции на экран оно становится видимым зрителю. Экран стал своеобразной картиной, полотном живописи, только на нем не рисуют, а показывают отснятое — в движении, в развитии. Фотография превратилась в кинематографию, а фотопроектор — в кинопроектор. Искусство получило новую возможность: изображать жизнь такою, какая она есть, со всеми подробностями, с полной иллюзией достоверности. Кино вначале было больше техническим приемом, чем искусством. Искусством же оно стало тогда, когда постигло внутренний мир своих героев, перейдя от показа их движения к показу движения их чувств, мыслей, души.
Материал заботливо подготовлен командой Let’sArt.ru
Подписывайтесь на наш канал! Читайте хорошие статьи.
Будем рады видеть на нашем канале и в сообществе, где помогают найти забытые фильмы, музыку и литературу.