Фредерик Бакман осуществил мечту любого начинающего писаки. Он в свободное время готовил заметки для местной газеты, затем статьи для небольшого журнала. Как водится, стал блогером, начал сотрудничать со шведской газетой Metro. Написал свой первый роман. Сейчас Бакман – один из самых известных современных писателей.
«Вторая жизнь Уве» - самый известный его роман. Он же – первый. По нему уже сняли фильм в Швеции, и он получил несколько номинаций на «Оскар»; а в американской версии самого Уве будет играть Том Хэнкс. Шведы же снимают фильм по третьей книге «Здесь была Бритт-Мари». Права на экранизацию четвертой уже куплены.
Начну издалека. Мне очень нравится фильм «Жизнь прекрасна» Роберто Бениньи. Это – трагикомедия о жизни евреев в Италии во время Второй Мировой войны. На самом деле это жуткое сужение темы, но так легче понять временные и пространственные рамки фильма. Первую половину фильма невозможно не смеяться, периодически закрывая от этого глаза и хватаясь за живот. Вторую половину фильма разрывается все, что теплится в груди. И финальный штрих – рыдания, то ли от счастья, то ли от понимания и боли.
Первые три книги Бакмана именно такие! Жена отрывалась от любых дел, когда слышала, как я во все горло смеюсь, читая очередной роман, а если она находила меня в слезах, то сначала не понимала в чем дело. Со временем привыкла и даже почти не обращала внимания со словами «Ничего не рассказывай, я сама прочитаю». И эти эмоциональные скачки происходят едва ли не в каждой главе. Ты только что умирал от смеха и уже корчишься от душевых переживаний.
Еще одна отличительная особенность Бакмана – его повествовательный стиль. И это невероятно, потому что все его книги, которые я прочитал (к сожалению, я не знаю шведского) перевели разные люди. А стиль остался. Я сначала даже не поверил, что это – работа разных переводчиков. С одной стороны, секрет прост – в основе стиля короткие четкие предложения, которые, наверное, сложно перевести иначе. С другой – как короткими предложениями написать текст, который эмоционально выворачивает человека и играет с ним, как хочет?!
Добивающий удар. Темы Бакмана – остросоциальные. Наверняка, для Швеции они еще более острые и актуальные, но понятны и в остальном мире. Он показывает общество, реальных людей вокруг нас. На «Вторую жизнь Уве» автора вдохновила статья о старике в местной газете. Он просто рассказал историю этого человека такой, какой она могла быть. Конечно, это художественный вымысел, но он вполне реален, если посмотреть вокруг.
Итого, передо мной лежат три книги, над каждой из которых я хохотал и плакал; каждая из них рассказывает об актуальных и достаточно острых проблемах современного общества; и все они написаны интересным узнаваемым, но простым стилем; и все это – Фредерик Бакман.
Говорят, его четвертая книга «Медвежий угол» (речь все время о переведенных на русский язык) – совсем другая. Издательство даже поменяло размер книги и изменило стандартному дизайну. Она уже занимает свое место на полке и ждет, когда я ей займусь…
Джей