Найти в Дзене
Artfragment

Что сделал художник-провокатор в Китае

До 16 декабря в шанхайском музее Yuz можно увидеть выставку «В присутствии художника», куратором которой выступил некогда художник Маурицио Каттелан, а бесстрашно поддержал — модный Дом Gucci. Каттелана вы наверняка знаете по инсталляции в виде золотого унитаза в Музее Гуггенхайма («Америка», 2016) или скульптуре, изображающей Иоанна Павла II, придавленного метеоритом («Девятый час», 1999).

Маурицио Каттелан, «Девятый час», 1999.
Маурицио Каттелан, «Девятый час», 1999.

Почему она так важна? Выставка поднимает по сути один из основных вопросов современного арт-мира — можно ли быть оригинальным, копируя наследие прошлого? — а также рассказывает, как апроприация повлияла на историю искусств. По словам Каттелана, в современном мире часто невозможно отличить оригинал от копии — и эту тему он мастерски развил в выставке, название которой заимствовано у знаковой ретроспективы Марины Абрамович, состоявшейся в 2010 году в нью-йоркском Музее современного искусства. Мало того, афиша тоже была скопирована — с нее теперь смотрит псевдо-Абрамович.

Афиша на стене дома в Гонконге.
Афиша на стене дома в Гонконге.

В выставке участвуют более 30 художников, в залах можно увидеть как минималистичные световые, так и загруженные объектами инсталляции, видео (в том числе с Венецианской биеннале 2015 года), скульптуры, живопись, а также перформанс, который повторяется каждые две минуты — так, чтобы его исполнительница, родом из Китая, под конец дня теряла понимание, что происходит, и переставала обращать внимание на то, как она исполняет на не родном ей исландском одну и ту же песню. Видео ниже — своеобразная микроэкскурсия по 17 залам выставки, его обязательно стоит посмотреть, чтобы составить представление о масштабе экспозиции.

Дальше — ключевые работы и их объяснения.

Шу Джен, «Вечность».
Шу Джен, «Вечность».

Шанхайский художник Шу Джен методично соединяет в своих работах Восток и Запад. Так, хорошо всем знакомая копия скульптурной группы восточного фронтона Парфенона из афинского Акрополя, изображающая рождение Афины из головы Зевса (и до нас дошедшая в плачевном состоянии, почти все фигуры были частично или полностью разрушены), получила «надстройку» из перевернутых и лишенных голов скульптур в виде Будды, оригиналы которых были найдены на территории Китая. Подобной вольной художественной «реконструкцией», получившей название «Вечность», художник сливает две противоположные культуры и мифологии в одну монструозную конструкцию, которую можно воспринимать как попытку примирить между собой два этих полярных мира (своеобразное клише современного искусства и глобальной культуры), так и показать современный мир, который не может быть представлен ничем в чистом виде. По мнению художника, чтобы понять, что в нашей цивилизации нет барьеров, сначала нужно полюбить ее такой, какая она есть.

Работы Джона Армледера и Маргарет Ли.
Работы Джона Армледера и Маргарет Ли.

Для одного из залов Каттелан попросил швейцарского художника Джона Армледера выбрать любую существующую работу, которая ему нравится, и создать ее копию. Так в пространстве появился сад, скопированный с инсталляции Романа Ондака для Чешского и Словацкого павильона на Венецианской биеннале 2009 года. Тогда художник перенес сад, окружавший павильон, внутрь него. Новая инсталляция получила название «Неразбериха».

Этот сад упирается в некогда витрину люксового универмага Barney’s — американская художница Маргарет Ли воспроизвела одну из своих «коммерческих» инсталляций с эротическим подтекстом «Having it both ways» 2016 года. Рассказывает она о вполне понятном: люксовом потреблении, когда из каждой витрины на нас смотрят объекты желания. В данном случае один из них — это скульптура в виде раскачивающегося из стороны в сторону банана, а другой — шуба Gucci из искусственного меха.

Интерпретация «Сикстинской капеллы» Маурицио Каттелана.
Интерпретация «Сикстинской капеллы» Маурицио Каттелана.

Не обошлось на выставке и без работы самого Каттелана, который несколько лет назад заявил о том, что покончил с карьерой художника, но то и дело к ней возвращается, когда есть достойный повод (золотой унитаз в Гуггенхайме или выставка в Шанхае). Его инсталляция представляет собой уменьшенную в шесть раз копию Сикстинской капеллы, на роспись которой китайские художники потратили почти полгода. В ее основе лежит история о путешествующей по Мексике копии части ватиканского Собора Святого Петра, на которую выстраиваются многотысячные очереди — как на концерт поп-звезды. Нужно ли самому путешествовать, чтобы увидеть самые важные достопримечательности и святыни, или они, как популярные исполнители, сами приедут к вам в город? Это один из аспектов, исследовать который было интересно художнику. В этой работе также любой без ограничений сможет дотянуться до бога. То, чего Адаму, как мы все знаем, на фреске в Сикстинской капелле никак не удается.

Работы Гиллиам Веринг и Каари Апсон.
Работы Гиллиам Веринг и Каари Апсон.

В предпоследнем зале экспозиции представлены работы двух художников. Одна из них — два портрета из серии 2003 года, которую создает британская художница Гиллиам Веринг. С помощью силиконовых масок, париков и винтажной одежды она перевоплощается в своих родственников. Так, на выставке можно увидеть портрет отца и матери. На момент создания работ художнице было 40 лет, но изображала она 23-летних девушку и мужчину. В этой серии художница пытается исследовать, что фактически передается от родителей к ребенку, а также как каждый из родственников может влиять на его личность.

Под этими портретами — инсталляция Каари Апсон «Моя мама пьет пепси» 2014 года. Каждая из скульптур получена в результате заливки расплавленного алюминия в оригинальные банки от газировки. В итоге они представляют собой то ли мусор, оставшийся после конца света, то ли отголоски доисторического будущего, то ли напоминание о капиталистическом мире, в котором мы живем.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Современное искусство и как перестать его бояться» — на Читай-городе, Лабиринте или Озоне.

Музеи
137 тыс интересуются