Найти в Дзене
YARPROMO.RU

О UX-дизайне замолвите слово!

Оглавление
Кадр из фильма "О бедном гусаре замолвите слово"
Кадр из фильма "О бедном гусаре замолвите слово"

Мода приходит и уходит. Еще совсем недавно чуть ли не каждый второй сайт был нарисован в плоском дизайне, потом только ленивый не сделал на своем лендинге параллакс*, а прозрачные кнопки целевого действия до сих пор иногда будоражат умы маркетологов и дизайнеров.

Плоский дизайн и прозрачная кнопка на сайте www.nativevsweb.com/
Плоский дизайн и прозрачная кнопка на сайте www.nativevsweb.com/

Про UX-дизайн много кто слышал, к счастью, о нем говорят все чаще, но мало кто его использует. Давайте разбираться, почему стоит перейти на него и перестать играть шрифтами.

*Параллакс-скроллинг (с англ. parallax-scrolling) — в веб-дизайне: особая техника, используемая в первую очередь в компьютерной графике, когда фоновые изображения в перспективе двигаются медленнее, чем двигаются элементы, расположенные на переднем плане. Источник: lpgenerator.ru

Что такое UX-дизайн

Для начала разберемся, что такое UX. Как и многие другие понятия в маркетинге, понятие User experience (UX) пришло к нам из английского языка и означает «пользовательский опыт». То есть это восприятие, ожидания и реакция посетителя на производимые действия и на происходящее на сайте до, во время и после захода.

-3

Рассмотрим на примере, чтобы было понятнее. Допустим, вам нужно купить новый телефон. До захода на сайт вы уже ожидаете, что на сайте будет большое количество разных телефонов, которые можно выбрать с помощью фильтров цены и бренда, отсортировать по увеличению стоимости. Также можно будет перейти на карточку товара, чтобы прочитать подробнее о характеристиках и посмотреть фото. Вы явно ожидаете, что можно будет оформить покупку прямо на сайте, положив в телефон в корзину по нажатию кнопки «Купить». Скорее всего, вам будут предложены сопутствующие товары: чехол и защитное стекло под ваш бренд и модель (чтобы не нужно было ничего искать по сайту и не было возможности ошибки). Жирным я выделила то, что вы, скорее всего, ожидаете увидеть в любом магазине бытовой техники, где все эти телефоны продают.

-4

Перейдя на сайт, вы уже будете оценивать не свои ожидания, а соответствие этим ожиданиям и свои ощущения от использования: цвет, дизайн, удобство, полноту информации, качество фото — но уже не на гипотетическом, а на конкретном сайте. А после вы уже оцениваете то, насколько хорошо была решена ваша проблема, рассылки, общение с менеджером, сервис и прочее.

Уточню, что все это происходит неосознанно: вы не сидите с чек-листом и не отмечаете, есть ли какой-то элемент на сайте и правильно ли он используется (как это обычно делаю я при работе с проектами). Сайт просто нравится или вызывает отторжение, удобен или хочется его побыстрее закрыть.

Чем UX отличается от обычного дизайна

Тут вы меня наконец-то остановите и спросите: ты много говоришь про пользовательский опыт, а причем же здесь дизайн? На самом деле почти ни при чем. Это синергия разных специализаций, участвующих в разработке сайта.

-5

Во-первых, это скорее больше относится не к дизайну, а к разработке интерфейса и маркетингу, и только потом уже к цветовым и стилистическим решениям. То есть роль играет не только цвет кнопки, но ее расположение на экране, сопроводительный текст и многое другое.

Во-вторых, это во многом про психологию и поведение человека. С помощью продающих элементов и дизайна сайта мы стараемся направить посетителя по нужному нам пути и улучшить при этом пользовательский опыт на сайте. То есть UX-дизайн — это в первую очередь про удобство и ненавязчивые продажи. В чем-то мы должны потворствовать поведенческим клише, в чем-то — подталкивать к правильному решению, но в любом случае делать сайт для пользователя.

-6

В-третьих, это еще и про копирайтинг, так как тексты и подача информации имеют огромное значение. Особенно это касается заголовков и УТП, ведь это первое, что видит и на что обращает внимание посетитель сайта. Кстати, про то, как составлять заголовки, у нас есть неплохая статья, советую прочитать!

Почему же это все-таки история про дизайн? Потому что основное воплощение — это дизайн-макет, и без правильно отрисованных, с учетом психологии цветовосприятия, элементов нам никуда.

Получается, что понятия «дизайн» и «UX-дизайн», как говорят в Одессе, две большие разницы. Дизайн — это разработка цветовой концепции, отрисовка схематичных макетов, визуальная часть проекта. UX-дизайн — психология и поведение покупателя, юзабилити, расположение и компоновка блоков, текст и многое другое, но также он включает в себя все, что понимается под дизайном.

Почему нужно использовать UX-дизайн при разработке

Думаю, ответ будет достаточно простым и коротким: потому что удобство использования сайта напрямую влияет на ваш доход. Рассмотрим на примере: девочка Маша хочет купить себе новый коврик для йоги и зашла на сайт интернет-магазина.

-7

Плохо: Маша видит, что фото некачественные, описание еле нашла, про доставку просто нигде не написано (или она не нашла). Нажала на кнопку «Заказать», и после долгой загрузки на нее вывалилась форма с 10 полями, в которых нужно ввести имя, фамилию, адрес, а еще любимое блюдо и кличку собаки. «Да ну эту йогу!» — подумала Маша и ушла из магазина.

Хорошо: На фото можно рассмотреть чуть ли не каждую пору коврика, а также узнать все необходимые характеристики и еще стоимость доставки. Но! Рядом написано, что доставка может быть бесплатной при покупке набора. Маша переходит на страницу со спецпредложением и видит, что к коврику в ее любимом розовом цвете предлагается специальная бутылочка, тоже розовая, чехольчик и сборник музыки для йоги на iTunes. «Да это же то, что я искала всю жизнь!» — думает Маша и радостно заказывает набор в один клик.

-8

Увидели разницу? В первом случае магазин не получил ничего, так как сайт совершенно не проработан, сделан не для людей. Во втором — получил не просто прибыль, а продал то, что завалялось на складе, и заработал еще больше, чем планировал, даже с учетом бесплатной доставки. И все это потому, что покупательнице было удобно найти информацию и решить свою проблему.

К чему я это все веду: Если потратить время на разработку и сделать все в соответствии с принципами UX-дизайна, то можно не только сэкономить на последующей рекламе, но и начать зарабатывать сразу (а не ждать несколько лет высокой конверсии на «неправильном» сайте, теряя при этом прибыль).

13 принципов UX-дизайна

Хотите проверить свой сайт на соответствие принципам UX-дизайна? Тогда начнем!

  • Интерфейс должен быть простой и понятный. Любые сложности, трата времени на поиск формы заказа или необходимой информации — минус от вашей прибыли.
  • Посетитель не должен «включать мозг», чтобы совершить какое-то действие. Если чтобы заполнить форму, нужно как следует подумать, вычислить корень из 175, чтобы вас не посчитали роботом, то ни о каком UX-дизайне речи не идет. Сайт должен быть интуитивно понятным без использования подсказок.
  • Однако не нужно объяснять то, что и так понятно. Например, все уже знают, что стрелки нужны для того, чтобы листать картинки, их подписывать не надо.
  • Не допускайте большого количества отвлекающих элементов. Разные всплывающие окна (в том числе чаты), мелькающие gif-изображения, яркие цветовые акценты — все это «шум», который отвлекает от основных элементов (надо ли говорить, как это сказывается на конверсии сайта).
-9
  • Лучше проверенные элементы и принципы. Оставьте эксперименты модным студиям, вы зарабатываете на своем сайте, а значит, постоянные эксперименты с цветом и расположением элементов — не самый лучший вариант. При этом никто не запрещает настраивать А/В тестирование, просто не бросайтесь с головой в омут новых веяний, подождите первых результатов других компаний.
  • Используйте стандартные элементы. Во-первых, потому что людям так понятнее, во-вторых, зачем ломать и строить что-то новое, если и старое исправно работает?
  • Посетители не любят читать. Если вы не представитель профессионального сообщества, где ценен контент, не делайте упор на тексты. Лучше всего обновить сайт с помощью инфографики и форматирования.
  • Структурируйте информацию. Всю информацию нужно визуально разделить на блоки, в каждом должно быть сгруппировано по 5-7 элементов (если их будет слишком много, это затруднит понимание содержимого).
  • Всё необходимое под рукой. Всё самое важное для принятия решения и выполнения целевого действия должно находиться в видимости посетителя сайта и доступно по первому клику. Тот случай, когда правило 3 кликов никто не отменял!
-10
  • Один и тот же функционал на разных страницах должен выглядеть одинаково. Как раз сейчас занимаемся крупным проектом, и во время анализа обнаружили такую штуку: один и тот же поиск в разных разделах сайта имел разный набор характеристик, но в итоге приводил на одну и ту же страницу. Так вот, такого быть не должно. То же самое относится и к положению на сайте: если корзина находится в правом верхнем углу, при переходе в каталог она не должна перескакивать и оказываться где-то внизу.
  • Пользователь должен найти на сайте решение проблемы. И это не только про контент, это еще и про дизайн и удобство, то есть нужно не только рассказать о проблемах, но и дать понять, что с помощью вашего товара или услуги они решатся с космической скоростью.
  • Принцип мостовых перил, или «защита от дурака». Ничего обидного, просто нужно защитить посетителя от ненужных действий на сайте. Как я обычно рассказываю на семинарах, некликабельные элементы не должны выглядеть кликабельными, а рядом с кнопками целевого действия не должно быть кнопки отмены или сброса данных. Сделайте прямой путь к завершению целевого действия с наименьшим соблазном отклониться от курса.
-11
  • Нужно забыть про сайты из 90-х. И даже про сайты из 2000-х. Старайтесь быть в тренде и время от времени обновлять свой сайт. Почему? Во-первых, ваши клиенты “молодеют”, поколения меняются, и вот уже миллениалы стали взрослыми и хотят покупать на сайтах. На красивых современных сайтах (в их понимании).

Исчерпываются ли этим списком рекомендации и правила? Конечно, нет! Не зря же мы, маркетологи, тратили и тратим кучу времени на их изучение. Но стоит посмотреть на сайт совершенно другими глазами, понять, выполняются ли эти 13 принципов на вашем сайте, и начать меняться. Если же у вас нет времени на глубокий анализ вашей площадки, мы можем провести его за вас, а также все подробно расскажем, проконсультируем и дадим рекомендации. Всем высокой конверсии и удобных сайтов!

Автор: Дарья Задунаева, интернет-маркетолог
Статья на сайте
YARPROMO