В том рассаднике музеев, который находится в деревне Веськово, нам попался еще один интересный музей — теплого лампового винила, как видно из названия. Хотя, конечно, именно лампового там не очень много — в основном механические агрегаты.
По музею можно походить самостоятельно, но лучше доплатить немного за услуги экскурсовода — узнаете очень много интересного.
Фонограф — первое в мире устройство для записи и воспроизведения звука, изобретенное Томасом Эдисоном в 1877 году.
В качестве носителя звука в фонографе использовался цилиндрический барабан с нанесенной на него звуковой дорожкой. Большим недостатком данного носителя являлась невозможность копирования записей. Т.е. захотел какой-нибудь модный певец выпустить свой новый сингл тиражом в 100 экземпляров — пришлось бы ему 100 раз песню исполнять.
Во время первой демонстрации фонографа в Парижской академии владельца аппарата назвали мошенником и чревовещателем. Впрочем, в России хозяину фонографа пришлось еще хуже — ему впаяли три месяца тюрьмы и большой денежный штраф за мошенничество.
Спустя десять лет американскому изобретателю Эмилю Берлинеру в голову приходит в голову светлая мысль — сделать носитель звука в виде диска. Так появилась первая грампластинка и первый граммофон.
А спустя еще несколько лет французская фирма «Пате» представила свою версию проигрывателя — патефон.
Кстати, с детства я был уверен (впрочем, как выяснилось, не только я, а многие так же заблуждались), что граммофон от патефона отличается только конструкцией. Т.е. граммофон — это такая фиговина со здоровенным раструбом…
…а у патефона раструб скрыт в корпусе.
Справедливости ради могу сказать, что на этих фотках так оно и есть — на первой граммофон, на второй патефон. Однако, на следующих двух фотографиях все наоборот — вот это патефон…
…а это граммофоны.
Оказалось, что различия между двумя этими типами аппаратов не во внешнем виде, а в методах записи и воспроизведения пластинок. Как, наверное, все знают, у грампластинок звуковые канавки располагаются по бокам звуковой дорожки, так что игла звукоснимателя, задевая за неровности канавки, двигается влево-вправо относительно дорожки. Поэтому мембрана звукоснимателя у граммофона расположена вдоль звуковой дорожки.
А у патефона звуковая канавка идет по дну звуковой дорожки, поэтому игла двигается вперед-назад и, соответственно, мембрана звукоснимателя располагается поперек дорожки.
К тому же, у грампластинок звук записан от края диска к центру, а у патефонных наоборот. Так что оба этих формата совершенно не совместимы друг с другом. Кстати говоря, в 1912 году Эдисон вывел на рынок собственный дисковый проигрыватель, предлагавший намного более высокое качество звука, но несовместимый с конкурентами, поэтому проживший весьма недолго. А грамзапись конкурировала с патефонной еще довольно долго, до появления стереозаписи, которая и похоронила патефоны, поскольку они технически не могли ее воспроизводить — на дне звуковой дорожки не разместишь две звуковые канавки.
Вот еще несколько образцов граммофонов и патефонов.
А это иглы для проигрывателей.
Первоначально иглы делались из стали, поэтому они быстро стирались (это что ж за сталь такая была, что стиралась об органический материал?) и их приходилось менять каждые 3-4 минуты. Потом им на смену пришли более долгоживущие сапфировые иглы.
Со временем производители научились делать более компактные модели. А то, к примеру, соберется народ на шашлычок/пикничок — неплохо бы и музон с собой прихватить. Но тащить на природу этакую здоровенную дуру как-то не хочется. Так что на помощь пришли переносные аппараты.
Некоторые модели были вообще ультракомпактными.
Следующий этап развития — электропривод.
Прогресс, скажем так, не революционный. Изменился всего лишь способ приведения пластинки в движение — электромотор вместо пружины. А воспроизведение звука осталось прежним.
Ну и, наконец-то, какому-то умному человеку в голову пришла мысль, что если механические колебания превращать не напрямую в звук, а для начала в электрический сигнал, то можно улучшить качество и мощность воспроизведения.
С тех пор, в общем-то, ничего особо не поменялось.
В СССР такие аппараты были, наверное, в каждой семье. Теплые ламповые, кстати. :)
А это советский Hi-Fi 80-х годов.
Имелся не у каждого, поскольку стоил 530 рублей, что составляло более трех средних советских зарплат.
Ну и пройдемся немножко по пластинкам.
До изобретения винила в 1948 году для производства дисков использовали шеллак.
Это, мягко выражаясь, смола природного происхождения. Или, грубо говоря, экскременты довольно мерзопакостно выглядящей живности под названием червецы. Поскольку эти самые червецы не размером со слона (какое счастье), то и экскрементов от них было сильно меньше. Поэтому пластинки приходилось выпускать не особо большими тиражами. Ну а после изобретения винила эти ограничения отпали, и стало возможно клепать диски многомиллионными партиями.
Золотые и платиновые диски.
Я думаю, что все в курсе, что альбому, проданному в количестве миллиона экземпляров, присваивается золотой статус, а если продано два миллиона копий, то диск становится платиновым. Подозреваю, что если бы в СССР существовали такие же правила, то каждый диск становился бы мультиплатиновым.
Гибкие пластинки.
Стоили недорого по сравнению с винилом, частенько прилагались к журналам. Качество звука, мягко выражаясь, было не очень.
А вот советский цветной винил вижу впервые в жизни.
Ну а это уже не пластинки, а видеодиски.
С удивлением узнал, что в 1988 году в Советском Союзе начали производить лазерные видеоплееры, которые использовали как раз такие диски. Это не CD/DVD, эти диски размером со стандартную виниловую пластинку и, если не путаю, двухсторонние.
Ну вот закончили с еще одним переславским музеем. Тоже могу рекомендовать к посещению, если будете в тех краях. Экскурсовод очень интересно рассказывает, а поскольку вся техника в музее рабочая, то еще и дает послушать, как звучат некоторые экземпляры. Тоже познавательно.
Продолжение следует…