Девушкам в футболе нелегко. Особенно судьям. Мы пообщались с 19-летней Таней Забродиной – арбитром 3-й категории. Она рассказала о комплиментах и оскорблениях во время матчей, реакции бывшего парня на ее работу и многом другом.
– Как ты пришла в футбол?
– Я всегда его любила. Сначала играла с мальчиками во дворе, потом в школе. Затем мне предложили заняться им серьезно. Подумала: ну пойду, хорошо. Хотелось развиваться профессионально, и где-то с 13 лет я уже совершенствовалась в этом отношении.
– От кого фанатела в детстве?
– От Лео Месси. С малолетства на него смотрела, когда папа включал телевизор. Мне нравилась его работа с мячом, движение. Всегда хотела быть похожа на него. Наверное, поэтому пыталась что-то повторить на поле, играя на позиции правого полузащитника.
– Женский футбол – странная штука. В России тем более.
– Это, мягко говоря, очень непопулярный вид спорта. В Европе женский футбол намного популярнее, на некоторых матчах собирается по десять тысяч болельщиков. По сравнению с Россией небо и земля. Но даже по сравнению с годами, когда я начинала, женский футбол становится популярнее. Не знаю, как в других регионах, но в Москве точно.
– Почему завязала с футбольной карьерой?
– Какое-то время я играла в первом дивизионе – это как у мужчин ФНЛ – но в старших классах спорт отошел на второй план. Пришло время сдавать экзамены и поступать в университет. Сама я из Воронежа, мне хотелось переехать в Москву или Питер. При этом я понимала, что в футболе выше первой лиги мне не подняться. Не хватало базы, может быть техники. Хотя в той же Москве много профессиональных команд, они дают шанс. Но я оценила свои возможности и решила переквалифицироваться в судью.
Родители вообще были на седьмом небе от счастья. Они боялись, что я получу травму, да и девочкам футбол не совсем свойственен. То же самое думали и друзья. Теперь все вокруг стали лояльнее к моему увлечению. Хотя боятся, что я слишком в это погружусь.
– Сколько надо учиться на судью?
– В Воронеже я училась на курсах у Николая Федорова (ассистент ФИФА, судил ФНЛ и премьер-лигу в 1993-1999 годах) три месяца. В Москве при Коллегии судей я тоже училась – это два семестра, то есть еще полгода. Потом уже бесконечная практика.
Конечно, любая девушка может записаться на судейские курсы. Но я считаю, что надо побывать в шкуре игрока, иначе будет трудно. Нужно понимать не только игру, но и психологию футболистов. Когда ты поиграл, многие вещи становятся понятными. Еще важна стрессоустойчивость, что девушкам почти не свойственно, и возможность взять на себя ответственность в стрессовой ситуации. Короче, не каждая сможет с этим справиться. Особенно со стороны.
– В мужском футболе почти все большие судьи никогда не играли. Они банкиры, садовники, полицейские. Кто угодно, но не футболисты.
– Думаю, когда-то они все или занимались, или играли для души. Вряд ли со свежей головой кто-то пойдет работать арбитром.
– Как давно ты судишь?
– Не так давно. Я начинающий и, надеюсь, перспективный судья. Около полутора лет, с 2016 года, судила в Воронеже и уже год работаю в Москве. Но у себя в городе я судила нечасто. Было мало турниров, плюс я была чуть ли не единственной девушкой-судьей в Воронеже, практиковаться давали не всегда.
– Девушки работают только на женском футболе?
– Все зависит от категории, у меня пока третья. Я сужу женские первый и второй дивизионы, а также работаю помощником на товарищеских матчах клубов из вышки. В Москве это ЦСКА и «Чертаново». Если сдам нормативы и получу улучшенную лицензию, то смогу работать в высшей лиге на официальных матчах.
С мужским футболом все иначе. Сейчас я работаю на матчах академий («Чертаново», «Спартак», ЦСКА, «Локомотив») и первенстве Москвы, команды до 18 лет. Раньше девушки помогали на матчах молодежного первенства России и ПФЛ. Сейчас нас туда почти не пускают. Говорят, и без этого достаточно нагрузки. Иногда позволяют работать тем, у кого есть международная категория.
– Получается, перспектив нет?
– Есть! Я равняюсь на Анастасию Пустовойтову. Вы, может, не слышали, но она входит в топ-10 лучших судей в мире. Сейчас она работает на матчах ПФЛ как главный арбитр. Это достижение.
Чтобы пройти путь от третьей категории до ФИФА понадобится 6-8 лет. Арбитр ФИФА – это образ жизни, ты должен этому соответствовать.
– Совмещаешь судейство с работой и учебой?
– Это, можно сказать, вторая работа. Но у женщин почти всегда это просто хобби. Параллельно я учусь на втором курсе в Институте мировых цивилизаций (ИМЦ) на рекламе и связях с общественностью и стажируюсь в рекламном агентстве.
– Сколько времени в неделю уходит на футбол?
– Когда как. В основном сужу на выходных и вечером в будни. Так что спокойненько едешь с утра в институт, оттуда с большой сумкой на работу, а с работы мчишь судить матч. В неделю бывает от трех до пяти игр.