По этому поводу существуют три версии. И все они касаются Ивановской площади Кремля. Правда, есть еще четвертая - совсем не про это.
Существование этой площади, одной из старейших в Москве, ведет свой отсчет с 1329 года, когда воздвигли здесь каменную Церковь Иоанна Лествичника, тем самым разделив единое пространство. Отделенная западная часть стала называться Соборной площадью, восточная — Ивановской.
Восьмигранное здание церкви простояло 170 лет. В 1505 году его разобрали. На его основании итальянский архитектор Бон Фрязин возвел новый храм — в честь князя Ивана Великого. Церковь-колокольню невиданной высоты — 60 метров — венчал купол. К концу XVII века неоднократно достраиваемая и перестраиваемая колокольня стала главным символом города. От такой высоты была и практическая польза: местность с нее просматривалась на 30 километров, так что приближение противника не могло пройти незамеченным. Все важные события сопровождались звоном колоколов — родился ли наследник престола, венчался ли государь или случилась военная победа, колокольный звон оповещал об этом всю Москву. Отсюда, мол, от колоколов Ивана Великого, и пошло выражение «во всю ивановскую» - то есть очень громко, на весь свет. Это версия первая.
Традиционно на площади располагались приказы - как бы сейчас сказали, центральные органы власти: посольский, разрядный, поместный, стрелецкий, ямской. К концу XVI века, при Борисе Годунове, здесь было возведено первое каменное здание приказов. Площадь стала еще оживленнее. Со всех концов Руси стекались челобитчики со своими дарами, толклись на Ивановской в ожидании аудиенции. Этой толпе и объявлялись первоочередно свежие царские указы. Мегафонов в те времена, как можно догадаться, еще не было, и кричать дьякам-глашатаям приходилось очень громко — во всю Ивановскую площадь. Вот вам и вторая версия.
Здесь же, в эпицентре событий, проводили телесные наказания всякого разбора закононарушителей и ослушников. Те, конечно, орали во всю мочь. Вот и третья версия происхождения выражения. Но есть еще и четвертая, которая к Ивановской площади вообще не имеет никакого отношения.
Ивана-дурака знаете? Любимый герой русских сказок, бестолковый третий сын, который в итоге оказывается умницей, красавцем и победителем всех злодеев. Понятно, что Иванушка обладает мощью недюжинной, которую в определенный момент — опа! - и применяет. То есть действует во всю ивановскую мочь, изо всех сил, с бешеным размахом. Некоторые исследователи предполагают, что здесь и зарыта тайна происхождения выражения, аргументируя это тем, что «вся ивановская» далеко не всегда связана с криком и с ее помощью можно храпеть, бежать и даже спать. Владимир Даль в «Пословицах русского народа» приводит примеры: «дуй во всю Ивановскую, кутнуть во всю Ивановскую», а Чехов пишет в письме: «во всю Ивановскую трачу деньги».
Почему пожарные обижаются на слово "пожарник"