Найти в Дзене
Владислав Коротких

Записки тренера по муай тай.

У меня есть определенный опыт в единоборствах, при этом с момента начала тренерской карьеры еще не прошло столько времени, чтобы прошлое приобрело смутные очертания. Через много лет работа подобная изложенной ниже будет другой, многое забудется и изменится. Скорее всего потом я не увижу многие вещи которые ясно вижу сейчас, впрочем как и наоборот. Практически каждый пункт статьи — личная ошибка, ошибка за которую мне пришлось дорого заплатить. Если статья поможет кому-то избежать хотя бы одной - это будет моя победа.

  • Представьте себе телегу. Один человек спереди тащит ее, второй подталкивает сзади. Первый — ученик , второй — тренер. Обратная ситуация недопустима. Иногда полезно перестать толкать, чтобы тот кто тащит обернулся, почувствовав что телега не едет.
  • Не стоит уделять спортсмену дополнительное время, пока он не доказал что этого заслуживает. Но и в этом случае вы потратите много сил впустую, относитесь к этому спокойно.
  • Тренирующимся важен процесс. Большинству только процесс, очень малому числу процесс и результат, только результат — никому.
  • Обида на ученика/учеников может гарантированно поставить крест на вашей тренерской карьере.
  • Не позволяйте себе работать без куража. Бойтесь рутины.
  • Не пренебрегайте возможностью на демонстрации приема попросить продвинутого ученика показать остальной команде то или иное техническое действие которое у него выходит хорошо. Рано или поздно у вас возникнут спортсмены которые будут выполнять элементы техники лучше чем вы, используйте это.
  • Очень полезно использовать хороших спортсменов из команды для показа и объяснения другим своих оригинальных наработок.
  • Учитесь восхищаться учениками.
  • В идеале стоит заниматься с широким контингентом спортсменов, новичками, любителями, профессионалами, детьми. Хотя бы на каком-то этапе тренерской карьеры. Данный подход способствует гармоничному развитию тренера. Даже если в дальнейшем вы выберите узкую специализацию, глубокие принципы обучения единоборствам можно понять только при работе с разным материалом.
  • Доверие, послушность и возможность получать спортсменом необходимый объем тренировок — три обязательных условия при которых можно начинать серьезную работу на результат.
  • Не пугайте новичков своими грандиозными планами.
  • Не пропагандируйте героизм.
  • Вам придется общаться с разными людьми. Всех их необходимо любить. Можете воспринимать это как эстетическую позицию, но лучше как прагматичный совет, следование которому позволяет видеть и понимать человека. В частной ситуации это может быть слабым местом тренера, но глобально — это его защита.
  • Ругать спортсменов нужно. Но поставьте себе за правило: никогда не ругать бойца когда испытываете к нему отрицательные эмоции. Ругать спортсмена после боя — глупое и бесполезное дело.
  • Забудьте про учеников ушедших от вас.
  • Объяснение задания не должно быть избыточным. Более того есть вещи которые объяснять не надо. Указывайте на суть, необходимое, не перегружайте спортсмена информацией.
  • Любое правильное решение вызревает в покое.
  • У вас должен быть круг высококлассных специалистов-друзей, к которым можно и нужно обращаться за советом. В случае сомнения в том что вы делаете, неудачи, неуверенности, сразу звоните другу.
  • Старайтесь не говорить ученикам плохое про кого-то. Если это необходимо, говорите о конкретном поступке, не впадайте в искушение охарактеризовать человека в целом.
  • Создавайте новое на каждой тренировке.
  • Логическое объяснение механизма того или иного действия у многих тренеров носит автоматический характер. Чаще всего они просто слышали такое объяснение у кого-то другого. Это не профессионально. Всегда задавайте себе вопрос: почему?
  • Ряд последовательных вопросов «почему» приведет вас к горизонту объяснений, там где ничего не понятно. В идеальной абстрактной ситуации горизонт объяснений должен уходить к вопросам на которые пока не может ответить современная наука, но тренеру даже приблизится к такому уровню осознания почти невозможно. Просто примите за правило постоянно находить горизонт объяснений, тем самым отодвигая его.
  • Не замыкайтесь в своем виде спорта. Как минимум необходимо хорошо разбираться в смежных дисциплинах. Абсолютно в любом развитом виде спорта найдется для вас что-то полезное.
  • Есть только два способа познания мира: логический и чувственный, путь науки и путь искусства. Высокий уровень методического мастерства не возможен вне контекста естественных наук, высшая педагогика немыслима без гуманитарных знаний, литературы, кинематографа, музыки.
  • Пишите методички. Они структурируют ваши знания.
  • Добивайтесь максимального разнообразия тренировки. Методичка должна быть написана таким образом, чтобы подразумевался импровизационный момент со стороны тренера.
  • Никогда не давайте команде повода подумать, что кто-то из спортсменов получает бонусы в виде дополнительного времени, внимания и т. д. благодаря своему таланту, а не по причине качеств потенциально доступных любому: трудолюбию, порядочности, дисциплине.
  • То что работает у одного бойца может не работать у другого. Не чешите всех под одну гребенку. При этом старайтесь готовить разносторонних спортсменов.
  • Избегайте суеты в манере преподавания. Суета часто возникает когда тренер пытается создать активный настрой, прессинг, но делает это неумело.
  • Очень важно чтобы спортсмен умел анализировать ситуацию на тренировке и после боя. Задавайте вопросы. Почему это произошло так или иначе? В чем закралась ошибка? Как ее можно было исправить? Какие варианты развития событий могли быть в этой ситуации?
  • Приучайте себя к мысли, что все что вы делаете нужно только вам. Все что с вами происходит является результатом ваших действий.
  • Работая тренером вы столкнетесь с большим количеством скверных ситуаций, гадких поступков и непорядочных людей. Эти столкновения могут сделать вас хуже и в человеческом и в профессиональном смысле. С большинством так и происходит.
  • Используйте принцип лимитирующего звена. Если у спортсмена что-то не получается, разбейте этот элемент на составляющие, определите которая из них не дает спортсмену выполнить задачу и отдельно работайте с этим звеном.
  • Не забывайте про старые техники. Единоборства развиваются по спирали, что-то уходит навсегда, а что-то возвращается. Если удается вытащить из олдскульного багажа что-то забытое, но потенциально интересное до того как оно опять станет мейнстримом, можно получить в руки сильный козырь.
  • Употребляйте слово «красиво» в объяснениях. Поясняйте что красиво, а что — нет. Ощущение красоты того или иного действия поможет делать его правильно, уберет формальность. Создание у спортсмена эстетического чувства — инструмент тренера. Спортсмен обладающий таким чувством имеет шанс шагнуть дальше чем даже может предположить его учитель.
  • Надлежит с осторожностью заимствовать что-то у других тренеров. Качественно работающие техники и методики в системе одного специалиста могут дать сбой при переносе в другую систему.
  • Следите за точностью своего языка. Любой оттенок смысла может повлиять на выполнение. Например, при захвате головы слова «тяни» и «грузи» не точны, а вот слова «дергай» и «отрывай» указывают на правильную динамику действия.
  • У хороших спортсменов склонных к перфекционизму часто появляется избыточная ответственность по отношению к каждому выполняемому действию. Это некое злокачественное проявление собранности, концентрации и самодисциплины. Спортсмен «заболевший» подобной штукой не может расслабиться, у него появляются психологические зажимы и мышечные крепатуры, пропадает ощущение свободы. В дальнейшем откорректировать данное качество не просто, пресекайте ее в корне.
  • Организм человека ничего не знает о правильной технике тайского бокса и других единоборств. После большого количества повторений он усреднит все в навык, если количество неправильных повторений будет превалировать таким и будет навык.
  • Всеми силами пытайтесь собрать коллектив. Если с этим есть трудности, возможно проблема в вас, а возможно есть внешние причины, возможно сочетание этих факторов. Не вешайте всех собак на себя, но и не перекладывайте ответственность на кого-то другого. Ищите истинную причину.
  • Давайте спортсмену самостоятельную работу с большой степенью вариативности. Такой подход воспитывает инициативность, а вам даст возможность увидеть уровень понимания спортсменом того что он делает.
  • Тренируйтесь сами. Пусть эти тренировки будут не настолько частыми и объемными как если бы вы тренировались на результат — сейчас ваша задача иная. Все новое пробуйте на себе.
  • Больше ориентируйтесь на бойцов у которых внутри горит спокойная и ровная мотивация. Гипермотивированные спортсмены недолговечны и непредсказуемы.
  • Избегайте карьеристов.
  • Позаботьтесь чтобы между вами и спортсменом не было никаких посредников. Исключение составляют родители. С ними надо работать подходя к каждой ситуации индивидуально. Но в любом случае никому не позволяйте лезть в методическую часть работы. Если вам сначала покажется что с таким человеком можно выстроить какие-то общие схемы, могу вас расстроить — дальше будет только хуже.
  • Всячески оберегайте своих учеников от искушений. Не надейтесь на то, что их моральные принципы сделают это за вас.
  • Спорт меняется, быстро и иногда радикальным образом. Опережайте время.
  • Не завидуйте никому.
  • Не живите в состоянии войны. Такие умонастроения бодрят только в начале, а в дальнейшем ведут к выгоранию.
  • Каким вы хотите видеть спорт таким он и будет для вас.
  • Никогда не работайте на надрыве. Выйдет дороже.
  • Физические качества демократичны, техника - нет. Если в чем-то не уверены в технике, делайте акцент на физическую подготовку.
  • Контингент с которым вы работаете меняет вас. Пустите эти изменения на самотек — потеряете баланс. Работаете с труднокорректируемыми — станете изобретательными, но потеряете в базовой, классической модели, работаете с талантливыми — разучитесь исправлять тяжелые ошибки.
  • Запретите себе иметь врагов среди людей. Ваши враги — злоба, невежество, лицемерие, корысть. Не стоит размениваться по мелочам.
  • То что вы научили чему-то человека — чудо. Вы изменили его, а значит изменили весь мир. Сумел он это реализовать это или нет, принесло это кому-то пользу, ушло или осталось — без разницы. Чудо. Все. Точка.