Найти в Дзене
дневник ролевика

Кэндюцу vs полуторный меч: практическое сравнение японского и европейского фехтования на мечах

Оглавление

Так исторически сложилось, что к японскому фехтованию многие из тех, кто практикует европейское (да то же самое HEMA - "исторические европейские боевые искусства") относятся пренебрежительно. Мол, испанцы в тысяча пятьсот мохнатом году всех японцев забороли, после чего самураи испугалися и на своих островах надолго заперлися...) Честно говоря, сам был грешен в подобных шапкозакидательских настроениях. Ну, что было, то было, да.

Но сейчас появилась возможность, и я решил пойти и посмотреть, а чем же на практике является это самурайское "кэндзюцу", включающее в себя бой длинным мечом - катаной и коротким - вакидзаси. Благо что кое-какой опыт владения ближайшим европейским "сородичем" катаны - длинным полуторным мечом у меня есть, и есть с чем сравнивать...)

В общем, теперь я занимаюсь еще и кэндо. Аве мне. Если не свихнусь окончательно, буду писать о впечатлениях...)

Примечание: полуторный меч в данном контексте я называю ближайшим аналогом катаны исходя из сугубо техники фехтования. Двуручный хват - он и есть двуручный хват. Чисто по длине и весу катана на полуторник не тянет, для европейца это - двуручная сабля.

Так что же предлагает нам японская школа мечевого боя, развивавшаяся, с одной стороны, в изоляции, с другой - в весьма и весьма военизированном обществе, что неизбежно накладывает свой отпечаток?

Общее сходство

Что сразу бросилось в глаза - у катаны, как и у полуторного меча, практически одинаковая техника нанесения удара. Основные удары - точно такие же, как в немецкой технике Лихтенауэра, Мейера и всех остальных средневековых фехтовальных маэстро.

Та же самая немецкая "железная дверь". Точно такая же.
Та же самая немецкая "железная дверь". Точно такая же.

Основные удары катаной - точно такие же, как полуторным мечом. Три верхних, идущих вертикально в голову и наискосок через ключицу, слева направо и справа налево соответственно. Два горизонтальных - по животу. И два нижних, восходящих - вот тут есть небольшое отличие. Сенсей рекомендовал наносить нижний восходящий удар в живот, тогда как европейцы "по классике" бьют им обычно в колено.

Примечание: в меру подлого вертикального восходящего удара снизу вверх, через пах, про который я писал в этой статье, нам пока не показывали, но я точно знаю, что в кэндзюцу он есть - видел кое у кого раньше ))

Техника самого нанесения удара - так же аналогична немецкому стилю, с рычагом и потягом. Правая рука держит меч под гардой, левая - далеко от нее, на конце рукояти. Сказал бы "на навершии", но навершия у катаны фактически нет...) И принцип рычага, усиливающий короткий кистевой удар, существует как в немецком или итальянском, так и в японском мечевом фехтовании.

Очень похожи принципы передвижения. У японцев, как и у немцев, удары наносятся на шагах, с приставного или длинного (скрестного) шага. Техника шага - одинаковая. И там, и там есть уход в диагональ - в сторону от противника с последующим его зарубом )) Точно так же, кстати, в самурайской технике нет никаких "танцевальных" движений: мечник движется так, чтобы в любой момент встать на землю четко, двумя ногами сразу. Устойчивость и еще раз устойчивость!

А теперь поговорим об отличиях. По крайней мере, о тех моментах, которые я "выцепил" после первого же занятия.

Различия в фехтовании

У японцев, как оказалось, есть любопытный способ передвижения - шаг "змейкой". Я подробнее опишу его позже, а пока скажу, что этот шаг позволяет легче уйти в диагональ и одновременно (пока ты движешься) сбивает с толку противника. Твоя фигура перед ним колеблется из стороны в сторону, и откуда ты ударишь и куда после удара уйдешь, предугадать, в теории, сложнее.

Такого шага нет в европейских системах фехтования - по крайней мере, среди известных мне.

-3

Второе отличие - удара обратным лезвием действительно нет. Было бы странно, если бы он был )) Но есть мгновенные развороты меча в кисти, к примеру, в одной очень любопытной связочке, которая подразумевает сначала удар в кисть руки противника, одновременно являющийся батманом, затем, практически мгновенно, вертикальный рубящий в голову. В ходе исполнения этого трюка необходимо довольно значительно вывернуть кисть, поэтому кисти рук должны быть очень гибкие.

Дальнейшие различия, которые мне с ходу бросились в глаза, относятся скорее к технике обучения, чем в приемах. Хотя и в приемах их наверняка тоже еще много - но не все же сразу...)

Различия в обучении

Клуб, в который пришел я, практикует обучение на бокэнах - деревянных имитаторах мечей. Это не бамбуковый гибкий и хлесткий синай, это жесткая штука ) Поэтому, с одной стороны (что мне понравилось) здесь присутствует здоровый риск легкого травматизма - никому не хочется получить палкой по ребрам или голове, поэтому никто и не лезет на рожон, как на тямбару...)

Вот примерно так
Вот примерно так

С другой - спарринг происходит даже близко не в полный контакт. Спарринг-партнеры держатся так, чтобы при прорыве максимум чиркнуть оппонента кончиком меча по плечу или груди. Силы в удар вкладывается... Я бы сказал, средне. Значительно больше, чем в спортивном фехтовании, но меньше, чем в условно-боевом.

Плюсы: это очень хорошо развивает самоконтроль, благо что даже на деревянных палках без особой защиты вроде дорогих хемовских курток ребята работают с уколами. Практика нанесения укола при хорошем самоконтроле - плюс несомненный, в ИСБ, скажем, такого нет вообще.

Минусы: это вынужденно приучает к ложной, слишком большой дистанции, и к низким скоростям. Дело в том, что нормальная боевая дистанция определяется длиной твоей руки и меча минус 8-10 см - это длина кончика клинка, который должен войти в тело противника. Ведь фехтование, строго говоря, изначально вовсе не спорт, а наука убивать..)

А отношение к низким скоростям тут двоякое. Для новичка они полезны, поскольку опять-таки приучают к самоконтролю. Тем более что в этом небольшом клубе, куда я пришел, практически не используется защитное снаряжение, даже маска моя не пригодилась. Но вот человек с опытом должен логично переходить на высокие скорости, с вложением силы в удар. Что ж, поживем, позанимаемся, посмотрим..)

Вот точно в таком стиле
Вот точно в таком стиле

Пока что, с моей точки зрения, занятия на деревянных бокэнах без защиты - плюс. Потому что элемент риска, который обязан существовать в занятиях фехтованием, и развитие как реакции, так и самоконтроля, чрезвычайно полезных в любых жизненных ситуациях...)

Кстати, в HEMA с этим обстоит, с моей точки зрения, хуже. Ни дерево, ни аналогичный ему по свойствам текстолит в обучении не используется вообще. Либо тямбары, либо сразу сталь, такие вот крайности. Но тямбара ведет себя в бою как угодно, но только не как меч, и прямо-таки провоцирует людей тупо колотить друг друга безо всякой "науки" (за что я и не люблю игры на ЛАРПе - ларповое оружие дает тот же эффект).

А стальные мечи вынуждают обзаводиться довольно-таки дорогостоящей экипировкой, которую и не так уж просто достать к тому же. Кому как, а мне в силу определенных жизненных обстоятельств этот вариант не подходит. Лучше уж синяки от бокэнов зарабатывать...)

Общие выводы

Пока что, с моей точки зрения, европейская и японская школы мечевого рубящего фехтования равнозначны. Боевые возможности и того, и другого стиля я склонен оценить как абсолютно равные. Есть определенные бонусы и "фишки" в каждом стиле фехтования, но ни одна техника сама по себе не даст превосходства над противником. Все будет зависеть чисто от мастерства поединщиков.

Так что будем изучать кэндзюцу дальше, и побачим, що нам может наплющить...)

Оригинал статьи - на канале https://zen.yandex.ru/dnevnik_rolevika

Официальный паблик - https://vk.com/dnevnik_rolevika