Каждый уважающий себя любитель футбола хотя бы что-то знает о «моджигейте». Грандиозный скандал, который завершился изгнанием «Ювентуса» в Серию В и отстранением от футбола многих известных функционеров, был результатом действий Лучано Моджи – человека, который стал «патроном» всего итальянского футбола. Мы продолжаем рассказывать самые интересные факты из жизни и карьеры Лучано. С первой частью истории вы можете ознакомиться здесь.
Если бы не Марадона…
Тем временем Моджи становился все более могущественным и богатым. В 1978 году «Ромой» был приобретен за рекордные 3 миллиона лир форвард «Дженоа» Пруццо. Сам Моджи неплохо заработал на этом трансфере. Позже в «Роме» сменился президент. Дино Виола (тот, которого со временем назовут лучшим «рулевым» римлян в истории) терпеть не мог, когда в футбол вмешивались неспортивные факторы. Однажды Моджи был замечен в компании судей перед матчем, который «Рома» уверенно выиграла. Виола заподозрил неладное и выгнал Моджи из клуба.
Лучиано оказался в «Торино», который тогда переживал не самые лучшие времена и уверенно опускался в пучину итальянского футбола. После прихода нашего героя, дела у быков резко стали налаживаться. В то же время неожиданно быстро начала прогрессировать скромная «Верона», хозяином которой был близкий друг Моджи Гвидоти. В 1985 году «Верона» стала чемпионом Италии, а «Торино» пришел к финишу вторым. В разразившемся скандале крайним оказался Гвидоти, а Моджи принял решение отсидеться на юге страны, где пришло время поднимать с колен «Наполи» с невероятным Марадоной в составе.
В Неаполе Моджи оперативно нашел общий язык с лидерами «Cosa Nostra». Организация надежно прикрывала тылы, а Моджи то и дело приводил к успехам «Наполи». Говорят, в те годы «честнее» неаполитанцев не судили ни одну другую команду. Предвзятость арбитров не вызывала скандалов, так как президенты боялись поднимать шумиху. Моджи держал в узде все и всех. Не удавалось справиться только с Марадоной. Известный ловец кайфа Диего чихать хотел на чьи-то задачи. Он лишь хотел получать удовольствие от жизни: вечером – от футбола, ночью – от кокаина, днем – от сна. Разговоры с аргентинцем не приносили плодов.
Как правильно разговаривать с судьями
Моджи понял, что после скандала с Марадоной ему в Неаполе ничего не светит. Было принято решение вернуться в «Торино». Второе пришествие Моджи снова обернулось скандалом. За невероятные для 1992 года 21.5 миллионов долларов в «Милан» перешел полузащитник быков Джанлуиджи Лентини. Говорят, Моджи досталось 20 процентов от суммы того трансфера.
Интересно, что «Торино» после потери важнейшего исполнителя стал подниматься, покоряя новые высоты как в итальянском первенстве, так и на международной арене. Кажется, не стоит объяснять, как средненький по меркам европейского футбола «Торино» добрался до финала Кубка УЕФА. Лучиано умел работать с судьями. Дорогие подарки, ужины в лучших ресторанах, «ночные бабочки», ублажавшие арбитров в номерах «люкс» накануне матчей и т.д.
В 1994 году «дон Корлеоне итальянского футбола» добился того, о чем долго мечтал – оказался у руля суперклуба, которым стал «Ювентус». Могло показаться странным, что помощником Моджи стал человек, не имеющий отношения ни к футболу, ни к спорту в общем. Антонио Джираудо, отлично проявивший себя в качестве менеджера подконтрольной семье Аньели компании «Фиат», отлично сработался с Моджи. Эта парочка на протяжении многих лет убеждала боссов «Юве», что высокие результаты – это результат их непорочной деятельности. Хозяева же не обращали особого внимания и не очень стремились узнать, какими средствами достигались успехи.
Систему Моджи в мировых СМИ прозвали «моджигейтом». Основывалась она на работе с судьями. Все рефери находились на коротком поводке, благодаря многочисленным связям в федерации. Интересно, что Моджи практически ни на кого не давил. Все без лишних слов понимали, что конфликт с могущественным Лучано может быть чреват очень серьезными последствиями.
Кажется, по-настоящему серьезный конфликт с судьей у Моджи произошел лишь однажды. В 2004 году «Ювентус» уступил «Реджине» со счетом 1:2, а взбешенный Моджи, ворвавшись в комнату арбитров, накричал на судившего тот матч арбитра Папаресту. В воспитательных целях Моджи закрыл рефери в судейской комнате на несколько часов. В остальных матчах, на которых работал Папареста, в сторону ворот «Ювентуса» даже ветер не дул.
Следующая станция - конечная
Едва ли не все боссы итальянской федерации футбола ездили на «Фиатах» ручной сборки, который им презентовал Моджи в качестве поощрений «за успешную работу на благо итальянского футбола». Под руководством Лучано работали и итальянские спортивные СМИ. Моджи объяснял, что нужно говорить, а о чем лучше умолчать. Так, например, ведущий популярнейшей телепрограммы «Процесс Бискарди», посвященной футболу, перед каждым эфиром связывался с Моджи и согласовывал темы выпуска.
Это далеко не все рычаги, позволявшие Моджи управлять итальянским футболом. Важная роль отводилась агентству «Gea World», одним из боссов которого был Моджи-младший Алессандро. Только представьте, «Gea World» владело правами на более чем 200 футболистов, игравших в итальянской Серии «А». Именно агентство решало, кто и куда должен перейти для того, чтобы в лиге сохранялось «равновесие». Если футболист принимал «неправильное» решение, то он мог быть сослан в низшие дивизионы.
В одном из интервью экс-голкипер сборной России Руслан Нигматуллин говорил, что «Gea World» выходило с ним на связь для подписания контракта. Руслан согласился на переговоры, так как ему пообещали контракт с «Ювентусом». К счастью, Нигматуллин вовремя понял, что «Ювентус» - это лишь приманка для того, чтобы получить права на игрока и затем отправить его в другой клуб.
Как ни парадоксально, но Моджи был выведен на чистую воду самим собой. С каждым годом Лучано переставал придерживаться даже малейших правил конспирации. Прослушивая телефонные разговоры известного мафиози Бернардо Провенцано, сицилийские прокуроры заметили, что он подозрительно много общался с Моджи. Прокуратура получила разрешение поставить на прослушку и телефон Лучано.
От результатов обалдели все. Никто даже предположить не мог, какие дела проворачивал патрон «Ювентуса». Серьезнейший скандал заставил путевого обходчика направить свой поезд к конечной станции. И он, думается, еще легко отделался.