Найти в Дзене
Зубкова Анна

Начало пути или роман большой дороги

Как все дороги ведут в Рим, так все направления романа – к их истоку, "Дон Кихоту" Сервантеса.

Хочу поговорить об одном из самых увлекательных, на мой взгляд, субжанров – о романе большой дороги. Он появился в XVIII столетии в английской литературе. В этом направлении романа ветер странствия несет героя в путь ввиду его одиночества и любопытства. Герой не привязан к месту или людям, он пользуется всем, что ему попадается на пути, он одержим силой судьбы, характера, чего-то еще. Все эти черты пришли из "Дон Кихота". Герой Сервантеса не имеет идеи обрасти корнями и приобрести нечто постоянное и надежное. Он никогда не стоит на месте, не бывает удовлетворенным и живет мечтами о новых приключениях. Рыцаря печального образа от его последователей в сущности отличает лишь отсутствие жажды наживы.

Временная разница "Дон Кихота" и уже сложившегося субжанра романа большой дороги – сто лет, и понятно, что за этот период сменилась целая эпоха. Перед Сервантесом стояла задача перевернуть страницу Средневековья, с одной стороны высмеяв рыцарские манеры, а с другой – оттолкнувшись от них же (т.к. рыцарский роман – жанр свободный и дает большую перспективу писателю). Первые авторы романов большой дороги начали писать в Эпоху Просвещения, где человек ближе к природе и знаниям одновременно. У Сервантеса герой – безумец, в XVIII веке – он, как правило, Адам, человек, познающий мир. Тем не менее, роман большой дороги напрямую связан с "Дон Кихотом", и эту связь можно найти в любом примере данного субжанра, где перед героем, как только он переступает порог своего дома, открывается огромный мир приключений.