Найти в Дзене
Медиашкола

Освещение в кинематографе

Оглавление

Освещение — одна из ключевых частей процесса съёмки, без которой не обойдётся ни одна секунда фильма. Существует бесчисленное множество видов света. Он помогает создать персонажа, убрать никому не нужные недостатки, подчёркивает драматичность сцены или добавляет блеска волосам героини. Также при помощи света делается акцент на детали, которые вызывают эмоции у зрителя.

Сцена может быть освещена несколькими способами, и в каждом из них настроение и впечатление от увиденного изображения может быть разным. Однако существует несколько видов источников освещения, которыми можно пользоваться на съёмочной площадке. Их будет немало, так что берите ручку и записывайте.

Сами источники света делятся на 2 вида: естественное и искусственное.

Естественное освещение

Естественное освещение — то, которое уже существует на сцене, без использования дополнительных источников. Это могут быть горящие ночью уличные фонари, солнце в пустыне, лунный свет или же свет в здании. Раннее утро или поздний вечер — замечательное время для съёмки. Свет меняется постепенно, поэтому естественного освещения достаточно для работы. Но при этом не забывайте следить за временем: солнце быстро меняет свой цвет и яркость к концу дня.

Кадр из фильма «Лоуренс Аравийский», 1962 год
Кадр из фильма «Лоуренс Аравийский», 1962 год

Искусственный свет

Искусственный свет — это любой ненастоящий свет, создаваемый специальной аппаратурой. В кинематографе такой свет используется как дополнение к дневному свету (например, когда не палящее солнце, а облачность) или для создания эффекта дневного света при его отсутствии (часто используемый приём в кино).

Теперь посмотрим, какие источники искусственного света бывают и как их распознать.

1. Рисующий свет

Рисующий свет — основа основ, важнейший компонент освещения сцены. Этот свет наиболее интенсивный и прямой во всей сцене. Он устанавливается, чтобы осветить фигуру актёра или другого объекта съёмки.

Кадр из фильма «Миссия невыполнима 3», 2006 год
Кадр из фильма «Миссия невыполнима 3», 2006 год

2. Задний свет

Задний свет отделяет или приподнимает окружение. Он располагается лицом к линзе, сзади объекта или перед ним.

3. Ключевой свет

Это основной и самый сильный источник света. Он располагается по обе стороны от камеры и обозначает все объекты на площадке.

Кадр из фильма «Гарри Поттер и Дары смерти: часть 2», 2011 год
Кадр из фильма «Гарри Поттер и Дары смерти: часть 2», 2011 год

4. Заполняющий свет

Заполняющий свет освещает тени, созданные рисующим. Слабый свет, который чаще всего расположен с противоположной стороны. Важно, чтобы он был незаметен и не создавал своих собственных теней. Чем ближе он к камере, тем меньше от него теней.

Кадр из фильма «11 друзей Оушена», 2001 год
Кадр из фильма «11 друзей Оушена», 2001 год

5. Контровой свет

Контровой свет располагается выше того, что снимают. Предназначен для освещения актёра или объекта сзади. Часто используется для того, чтобы придать более отчётливую форму и глубину объекту (например, выделяет такие особенности, как плечи и волосы), также помогает отделить объект и актёра от тёмного заднего плана (он начинает выделяться от фона). Такое расположение света делает фигуру человека объёмнее даже на тёмном фоне.

-6

6. Боковой свет

Этот свет попадает на актёра сбоку, находясь на одном уровне с ним. Он отлично подходит для создания драматических эффектов и «светового сопоставления», базирующегося на освещении с большим контрастом. Этот приём успешно используется ещё со времён нуар-кинематографа (чёрно-белых фильмов).

Кадр из фильма «Казино Рояль», 2006 год
Кадр из фильма «Казино Рояль», 2006 год

7. Отражённый свет

Отражённый свет — когда источник света отражается от белой поверхности (это приспособления из поролона или ткани, отражающие свет, например стены или потолок). Такой свет выглядит очень мягко и помогает сделать светлее даже очень большие пространства.

-8

Отраженный свет, полученный благодаря отражателю, может быть универсальным. Возьмите рисующий, заполняющий и контровой свет и равномерно осветите объекты на заднем фоне.

8. High key

Яркий стиль с большим количеством заполняющего света, не имеющий теней. Часто использовался в классическом Голливуде 30-х и 40-х годов, в особенности в комедиях и мюзиклах.

Сегодня чаще всего применяется в рекламе косметики, ситкомах (сериалы продолжительностью в 20-30 минут) и музыкальных клипах. Но при этом в кино этот приём всё равно используется.

Кадр из фильма «Гарри Поттер и Дары смерти: часть 2», 2011 год
Кадр из фильма «Гарри Поттер и Дары смерти: часть 2», 2011 год

9. Low key

По большей части тёмное изображение с малым количеством света. Практически или полностью отсутствует заполняющий свет. Low Key больше сосредотачивается на тенях, нежели на самих объектах съёмки. Такой эффект достигается при помощи одного источника. Часто используется в хоррорах и триллерах.

Кадр из фильма «Пленницы», 2013 год
Кадр из фильма «Пленницы», 2013 год

10. Жёсткий свет

Прямой, контролируемый источник света, который используется для создания драматического эффекта.

Кадр из фильма «Бедуин», 2012 год
Кадр из фильма «Бедуин», 2012 год

11. Хайлайты

Хайлайты — ярко освещённые области площадки, которые задают форму и структуру. Если необходимо добиться эффекта объёма, то обычно используют их.

12. Мягкий свет

Менее контролируемый источник света, который создаёт более плоскую и гладкую картинку. Идеально подходит для освещения лица.

Кадр из фильма «Храбрые перцем», 2011 года
Кадр из фильма «Храбрые перцем», 2011 года

Правила созданы, чтобы их нарушать. Кадр из фильма «Человек из стали» доказывает, что играть с освещением можно. Тут излучение от компьютеров используется не только в качестве практического, но и в качестве ключевого света.

Кадр из фильма «Человек из стали», 2013 год
Кадр из фильма «Человек из стали», 2013 год

Мы рассказали вам про основные виды освещения при съёмке. Не забывайте обращать внимание на фон, чтобы избежать нежелательных теней на стенах и декорациях. Экспериментируйте, пробуйте и комбинируйте различные источники света на площадке, чтобы добиться нужного вам результата.

Автор статьи: Анна Герасимова

Источники:

1. The Beat: Lighting 101: A Quick Guide for Lighting Film;

2. Cinemotion: Основы освещения;

3. Say hi: Основы постановки света в кинематографе.

Иллюстрации:

1. tvkinoradio;

2. kudriashov.