Воскресным утром 18 июня мы всей семьёй посетили концерт, посвящённый Дню отца. По приезде к Брестскому гребному каналу мы сразу оказались в праздничной атмосфере. На улице громко играла музыка, перед сценой, сооружённой у стен могучего и современного спортивного объекта, стояло около полусотни стульев, на которых расположились зрители.
Справа от сцены организаторы создали райское местечко для детей – несколько батутов, большая площадка для катания на скейтбордах, роликах, самокатах, велосипедах, на чём угодно. Слева продавалось мороженое, гуляли большие плюшевые мишки, волки и ещё ряд представителей животного мира, всех не запомнил.
Мой годовалый сынишка сразу указал пальчиком в сторону велосипедов и самокатов, но в силу его весьма юного возраста и отсутствия навыков управления этими видами транспорта, мы с супругой всё же решили любезно отказать в просьбе и отвлечь его внимание вышедшим на сцену военным оркестром. И надо отдать должное его участникам: оркестру удалось не только заинтересовать малыша, но и вызвать овацию публики.
После этого гостей радовали городские танцевальные коллективы, которые поздравили всех с праздником, а между их выступлениями ведущие развлекали зрителей весёлыми конкурсами на семейную тематику.
Главными героями конкурсов, да и всего празднества, как и полагается, стали отцы. Каждый выступающий говорил им тёплые слова, комплименты, желал терпения и мудрости в нелёгком деле воспитания детей. Папы в ответ лишь расплывались в улыбках и с любовью поглядывали на своих чад, некоторые из которых неустанно тянули родителей на детскую развлекательную площадку.
Некоторые отцы держали детей на шеях, кое-кто на руках, кто-то водил за ручку. Пришли туда и совсем молодые папы с новорождёнными малютками в колясках. Неопытные, зелёные, но довольные и гордые. Еще бы! Они понимают, что быть отцом – это радость наставничества и заботы, счастье совместного времяпровождения с детьми и ответственность за становление их личностей. Быть отцом – значит быть лучшим другом для своих чад, всегда уметь их выслушать и дать дельные советы.
Они уверены, что быть отцом – значит быть главой семьи, а для этого нужно иметь способности к распределению обязанностей между её членами, уметь договариваться и идти на компромисс, а если надо – настоять на своем решении.
Однако всё это лишь идеалистические представления, навеянные патриархальным прошлым. В сегодняшней реальности всё по-другому: отцовство переживает очень тяжёлые времена. Папы давно не являются главами семей ни по закону, ни в глазах общественности. Поэтому День отца – это не только повод для красивых слов и поздравлений, но и повод задуматься о положении отцов в современном белорусском обществе.
Как нельзя лучше положение отцов в Беларуси демонстрирует сам факт неофициального статуса их праздника при официальном Республиканском Дне матери.
Если говорить об отечественном законодательстве, в нём существует ряд дискриминационных для отцов норм. Сегодня исключительно мать решает – рождаться зачатому ребенку или быть убитым в абортариях. Мнение папы никого не интересует.
Более того, его даже можно не ставить в известность об аборте. По словам главного врача одной из минских гинекологических больниц Александра Бича, иногда в его практике такое случается.
Сделать аборт женщина вправе лишь по собственному желанию вплоть до срока в двенадцать недель, когда ребёнок уже имеет свой пол, развитое обоняние, начинает глотать, морщиться и высовывать язык.
Кроме того, несмотря на равные права отцов и матерей на воспитание детей, прописанные в Кодексе о браке и семье, в Беларуси сложилась практика, что после разводов абсолютное большинство отпрысков суды оставляют с матерями. Эксперты сообщают, что в большинстве таких случаев даже не стоит вопрос о том, с кем останется ребенок, — конечно, с мамой! Исключения бывают лишь тогда, когда родительница – алкоголичка, наркоманка или рецидивистка. Председатель общественного объединения «Защита отцов и детей» Олег Бакулин поясняет это следующим образом:
«Те, кто принимает решение в пользу матери, делают это либо из-за устоявшейся судебной практики, либо на решение влияет личное мнение человека, не подкреплённое законом. Например, на одном из наших семинаров представительница Минского городского суда рассказала, что её воспитывала мама, отец был нехорошим человеком, и поэтому она не может объективно относиться к рассмотрению дел, где отцы требуют передать детей им на воспитание».
Однако проблема не только в судах. В иных государственных организациях, в компетенции которых находится забота о детях, ситуация не лучше. Олег Бакулин рассказал о своей практике работы с администрациями районов:
«Даже ведущие специалисты по охране детства высказываются, что папа вообще не должен участвовать в воспитании детей. Я считаю, что таких людей нужно признавать профнепригодными. А эти люди – начальники».
Выходит, мать фактически единолично распоряжается судьбой ребенка – от момента зачатия, когда лишь она решает, оставить его или убить, до развода с мужем, когда суд с почти стопроцентной вероятностью встанет на её сторону.
Притом зачастую семьи разрушаются по вине родительницы: изменила, разлюбила, нашла другого. Но даже в таких случаях детей чаще оставляют матери. В итоге складывается вопиющая ситуация: например, женщина добровольно разрушила семью, а государство, вместо того, чтобы отстранить её за аморальное поведение от мужа и детей, отстраняет добропорядочного отца, принудив его каждый месяц уплачивать алименты.
Адвокат Евгений Портной, который занимается бракоразводными процессами, видит причину сложившейся ситуации в том, что в органах опеки и попечительства, которые дают заключения, с кем лучше остаться ребенку, работают в основном женщины. Однако у проблемы, по его мнению, есть и более важная сторона: в современном белорусском обществе сложился стереотип, что отец нужен лишь для зачатия и материального обеспечения.
Отцы дискриминированы и в административных наказаниях. Так, статья 33 Кодекса о браке и семье закрепляет, что наказание в виде административного ареста на срок до 15 суток не может применяться к женщинам, имеющим детей в возрасте до двенадцати лет. По отношению к отцам такой нормы нет.
Столь неприятное положение отцов в нашем обществе возникло, в первую очередь, из-за обратной дискриминации. Данным термином обозначается положение, когда уравнивание в правах угнетённой в прошлом социальной, национальной либо религиозной группы населения заходит слишком далеко, и она получает уже больше прав и свобод, чем вчерашние «хозяева жизни».
По иронии судьбы в некоторой мере такое положение дел закрепляется с полного одобрения отцов, мол, «женщины – слабый пол, который нуждается в большей охране закона, чем мужчины».
Однако сегодня большинство матерей совсем не создают впечатление слабых, обиженных и угнетённых. Нет никаких поводов для их привилегированного правового положения.
Я обратил внимание, что на празднике Дня отца жены выглядят куда увереннее своих мужей: именно они указывают, что нужно купить детям, как их можно брать и даже когда возвращаться домой. Отцы в ответ неловко посмеиваются, мол, «да ладно-ладно, чего ты злишься».
Многие белорусские семьи напоминают матриархальную ячейку общества из мультфильмов про Простоквашино, где мать Дяди Федора фактически единолично решает все семейные вопросы, ставит мужу ультиматумы и условия.
О белорусском матриархате говорят и семейные психологи, в частности, Оксана Бланк на основании семнадцатилетнего опыта работы утверждает, что в большинстве семей уже давно именно женщины решают все вопросы.
О каком главенстве в семье тогда идёт речь? О каких семейных традициях? Рудиментом патриархальной семьи в Беларуси осталась лишь отцовская фамилия детям. Но это ведь лишь формальность.
Отец в современном обществе – чаще всего угнетённый и дискриминируемый человек, который не имеет права даже запретить убивать собственного ребёнка в первые двенадцать недель после зачатия. Как бы грустно это ни звучало, но факт остаётся фактом.
…А я всё стоял и смотрел на радостных молодых отцов, пришедших на праздник, и желал им про себя от всего сердца никогда в жизни не столкнуться с ситуацией, когда детей придётся видеть лишь по установленному расписанию. А ведь, учитывая огромный процент распадающихся семей, вероятность этого лишь растёт…
Кирилл Озимко
Если Вам интересна эта информация — жмите "мне нравится",
оставляйте комментарии и делитесь ей с друзьями в группе Вконтакте: https://vk.com/4esnok_by
Подписывайтесь на нас в Живом Журнале: http://4esnok-by.livejournal.com/ ,
Фейсбуке: https://www.facebook.com/groups/4esnok/
Твиттере: https://twitter.com/4esnok_by
Одноклассниках: https://ok.ru/group/54150698631417
Telegram: https://t.me/chesnokby
Лучшая награда - это репост!
Благодарим за интерес к нашим публикациям!
Вы можете поддержать общественно-политический журнал «Чеснок» финансово:
Yandex.Money: 410014217705914