В эту пятницу, 2 ноября, в Перми начинает работу выставка миниатюрной железной дороги, собранная из очень мелких деталей. Это фактически целый ж/д путь, который проделывает поезд от начальной до конечной точки, преодолевая деревни, станции, леса, горы, туннели и многое другое. Корреспондент «Мой город – Пермь» лично посетила проект и увидела его своими глазами.
Выставка проработает со 2 по 30 ноября. График работы: пт - 17:00-20:00, сб - 11:00-19:00, вс - 11:00-17:00. Адрес – ул. Грачева, 19. Вход свободный.
Как оказалось, это действительно масштабный макет площадью около 120 кв. м. Ж/д пути составляют сто метров. Над проектом трудились в течение шести лет шесть пермских семей. Составы приходят в движение за счет электроснабжения. На рельсах напряжение 20В, а также установлен бустер, генерирующий сигналы. В каждой модели находится микрокомпьютер. Управлять составами можно тремя способами: пультом, приложением на смартфоне, либо с компьютера. Некоторые поезда оборудованы характерными звуковыми эффектами и даже паром. Одновременно на макете может двигаться до десяти моделей при условии компьютерного управления.
Как пришла идея создания проекта?
- Идея создания достаточно банальна, – рассказывает Александр Глушков, руководитель Ассоциации «Пермское общество любителей технического моделирования «Парма-модуль» – Участники ассоциации увлечены этим с самого детства. Из детской игрушки зародилось целое хобби – железнодорожный моделизм. Постройка макетов, моделей подвижного состава – это далеко не все. Важно и то, что находится вокруг дороги, инфраструктура – мосты, здания, туннели, станции. Интересно собирать абсолютно все.
Хоть масштаб у локомотива и маленький (в длину примерно 12-13 см), но ж/д дорога всегда ассоциируется с большими расстояниями, переездами. Хочется собирать что-то соответствующее, не банальное – не просто кружок вокруг елки на Новый год, а что-то, где можно эксплуатировать модели и собирать большие составы. Когда модель едет по красивому ландшафту, это визуально приятно. На нашем макете установлены здания, автомобили, автобусы, вертолет, человечки, животные.
И все это полностью ручная работа?
- И все это полностью ручная работа, состоящая из отдельных элементов. Тот же домик не продается в готовом виде. Его нужно собирать частями. Этот набор склеивается, окрашивается. Ручная работа прибавляет интереса к хобби. Например, мост мы сделали полностью вручную. Его готовили два человека. На компьютере создавалась 3D-модель, с помощью фрезерного станка изготавливались детали, после чего они склеивались, окрашивались, устанавливались рельсы и теперь по нему ходят поезда.
Сколько всего человек работали над этим?
- Мы говорим так – это семейное хобби шести семей города Перми. Это объединение людей по интересу. Связывает нас именно моделизм, интерес и любовь к технике, созиданию чего-то необычного.
Вообще, это самый большой на Урале частный макет ж/д, но, чтобы продолжать работу над ним дальше, ресурсов, к сожалению, уже перестает хватать. Мы существуем на собственные средства. Мы, конечно, выиграли грант на 295-летие города Перми, но этих денег хватило не на много. Неоднократно являемся призерами выставок, организованных РЖД, но все же в поддержке и финансировании они нам отказывают.
Что представляет из себя макет? Из каких частей он состоит?
- Весь макет – это собирательный образ средней полосы России и центральной Европы. Многие моделисты собирают только Европу, кто-то отечественные модели, кто-то американские, кто-то английские. Чтобы модели гармонировали на фоне, был разработан такой собирательный образ. На макете можно увидеть большую станцию, приемоотправочный парк, пассажирский парк, грузовой двор, две деревни, небольшой полустанок и перегон с туннелем, мостом, небольшой город с замком из чая и каши.
Из какого материала собран сам макет?
- Основа – это фанера и дерево, с помощью медицинского гипса делается каркас и обтягивается марлей и медицинским гипсом. Гипс быстро затвердевает. Есть возможность нанести, поправить и дальше с ним работать. Потом окраска и флокирование, чтобы создать эффект травы. В конце устанавливаем деревья, миниатюры, здания, фонари (действующие).
Выставка проработает до конца месяца, а потом?
- Выставка действительно проработает весь ноябрь по пятницам, субботам и воскресеньям, а дальше, скорее всего, мы будем искать финансирование на постройку большого веерного депо, все-таки это один из интереснейших объектов на ж/д. Оно предназначено для разворачивания паровоза.
А сейчас вы это руками делаете, сами?
- Сейчас да, сами. Но так их можно повредить, поскольку паровозы достаточно хрупкие.
Сколько времени ушло на всю работу в целом?
- Мы занимаемся этим с 2012 года и до сих пор. Вот первый год у нас начало получаться снимать помещение для постоянной деятельности. Сейчас собираемся здесь вечерами и работаем.
А есть какое-то распределение обязанностей в коллективе?
- Да, есть. Потому что макет ж/д – это достаточно сложное инженерное сооружение, здесь нужны знания и плотника, и электромеханика, и программиста, и навыки работы с материалами (дерево, металл, пластик), соответственно, с различными клеями. Не помешает также дизайнерская составляющая, чтобы все выглядело гармонично, и хорошо смотрелось на тех же фотографиях.
Хочется, чтобы, сделав у нас фото, люди сохранили доброе воспоминание об этом месте, и им бы захотелось снова прийти, потому что на каждую новую выставку мы стараемся привнести в макет что-то новое, какой-то уникальный участок.
А планируете показать работу где-то кроме Перми? Или, может, уже показывали?
- Мы ездили с этим макетом в Екатеринбург на выставки, организованные РЖД, также наши ребята были на выставке в Москве, Санкт-Петербурге. К нам тоже приезжают моделисты из Екатеринбурга, Ижевска, Москвы, Глазово, Санкт-Петербурга и даже из заграницы.
Радует, что ребята из других регионов, уезжают домой, зная, что где-то в Перми существует такая ассоциация. Когда они возвращаются, обязательно заходят к нам снова. Приятно пообщаться с людьми, которые интересуются нами, знают и помнят о нас.
Приятно также, когда приходят целые семьи. У нас уже даже сложился круг людей, которые посещают абсолютно каждую выставку. Приятно и заводить новые знакомства. Оказывается, в Перми много людей занимается этим, но дома. И никак это не афишируют. Возможно, стесняются или не хотят заниматься этим усиленно. Нам бы хотелось развиваться, расширять свои возможности. Все-таки чем нас больше, тем выше вероятность воздействия на администрацию. Нужно показать, что нас не один-два человека, а действительно много. С точки зрения технического моделизма, наш город очень обширен и разнообразен.
За регулировку движения отвечаете только вы?
- У нас есть негласное правило – каждый моделист управляет только своими моделями и, соответственно, трогает только свои модели. Детализация у всех моделей разная, лучше, чтобы хозяин сам с ней работал, брал в руки, перемещал. На путях в принципе можно и использовать. Единственное правило, не совершать аварии.
То есть, детям в руки не даете?
- Нет. Многие хотят, но мы говорим «трогаем глазки».
А бывает, что дети бегают за составами?
- Да, и это здесь самое любимое развлечение! Кстати, самые серьезные аварии, которые у нас здесь были – это столкновение двух детей лбами.
Автор текста Виктория Мальцева