Найти в Дзене
Кино со всех сторон

Как работают сюжетные твисты в кино?

Оглавление

Всем мяу!

Никто не хочет знать заранее, кто отец Люка Скайвокера, кого убили на "Красной свадьбе" и виновен ли все-таки дворецкий. Спойлеры разрушают интригу, заранее извещая вас о том, что произойдет дальше.

Фото с сайта film.ru
Фото с сайта film.ru

Но сегодня не про спойлеры. Та уникальная эмоция, которая возникает при первой встрече с чем-то неожиданным, очень сильно влияет на наше восприятие общего, целого. Однако главный вопрос в том, как это неожиданное вплетено в историю, нужно ли оно для простого эмоционального укола или у него есть определенная цель и в традиционной драматургии .

Неожиданное имеет одно известное название - сюжетный твист.

Создание удачного сюжетного твиста сводится к единственной элементарной задачи - сделать так, чтобы у этого поворота было свое крепкое место в конструкции истории. В противном случае такой поворот может конструкцию разрушить. Разрушить и смысл, и силу. Отсюда и идут так называемые рояли в кустах, обеспечивающие истории сюжетные дыры, в которые сюжет благополучно и проваливается.

Персональный твист

Фото с сайта mnogo-smysla.ru
Фото с сайта mnogo-smysla.ru

Самый распространенный вид. Он же твист фальшивого протагониста. Его встречал скорее всего каждый человек, т. к. он используется в большинстве сюжетов, когда совершенно неожиданно какой-то персонаж оказывается не тем, за кого он себя выдавал или за кого его выдавал фильм.

Пример тематически важного персонального твиста - это конечно "Престиж", где в финале твист фактически олицетворяет весь мотив фильма: жизнь подобна магическому трюку, она полна риска и опасности, но успех приводит к столь ценным мгновением престижа.

Анти твист

Фото с сайта kinozala.net
Фото с сайта kinozala.net

Не стоит ждать, что его можно встретить в больших коммерческих проектах, т. к. он очень рискован. Он отрицает основные постулаты драмы, исключая аспект осмысленного продвижения истории вперед.

В хорроре "Ведьма" главная интрига строится на том, кто же в семье продал душу дьяволу и теперь медленно ведет общину к краху. Герои находятся в постоянном сомнение относительно друг друга, но твиста что обличил бы кого-то в злодеянии так и не случается. Зато таким ходом сценарист наглядно демонстрируют, то как фактор страха разрушительно влияет на доселе сплочённую социальную группу.

Ненадежный рассказчик

Фото с сайта lostfilm.info
Фото с сайта lostfilm.info

Герои - это не всегда те о ком рассказывается. Порой они это те, кто рассказывает и для таких персонажей тоже есть свой вид твистов - ненадежный рассказчик.

Это когда сюжет излагается из уст или с перспективы одного из героев, что в принципе совсем не ново и пошло еще со времен сказок. Но суть в том, что по какой-то причине мнение рассказывающего персонажа значительно расходится с тем, что произошло на самом деле.

В кино это сделать достаточно сложно, т. к. режиссёру нужно учесть должную степень субъективности происходящего и получается это не всегда.

Одним из первых фильмов с этим приемом был "Гражданин Кейн", где выяснилось, что повествующие о загадочном покойном герое персонажи рассказывают о нем лишь в угодным по их мнению виде, зависящим от их личного отношения к Кейну.

Твисты- перипетии

Фото с сайта kinopoisk.ru
Фото с сайта kinopoisk.ru

Смысл этих твистов состоит в том, что они обозначают момент, когда история берет совершенно непредсказуемый курс, меняет жанр, главных героев и т.д.

Одно из действенных проявлений перипетии - это перевоплощение или превращение героя во что-то отличное от его первоначального состояния. В "Мухе" Кроненберга ученый за-за ошибки во время экспериментов смешивает свое днк с днк мухи из-за чего начинает превращаться в неведомое существо похожее на человека-насекомое.

Твист - кризис

Фото с сайта wuzzuptrend.ru
Фото с сайта wuzzuptrend.ru

Последняя большая группа твистов, самая сложная и пространная и самая глубокая из всех.

Здесь не зритель узнает что-то удивляющий его, куда более важное открытие для себя совершает персонаж. Он открывает нечто с ног до головы переворачивающее его парадигму и понимание вещей, в которых ранее он был уверен.

В таком воплощение он представлен в "Острове проклятых". В этом фильме финальный твист больше неожидан для зрителя конечно, герой вряд ли в состоянии его осознать, но та дорога, которая вела его к этому твисту имеет важную функцию в исследовании темы выбора и веры. Мы практически испытываем тоже самое, что и главный герой, погружаемся в его непонимание.

В итоге стоит сказать, что хороший сюжетный твист и его главный враг - спойлер в современном мире стали настолько влиятельны, что эта парочка способна доводить многих до экстаза и истерики.

Статьи про кино:

Развитие и деградация жанра. Комедии

Какие бывают ужастики

Развитие и деградация жанра. Фильмы ужасов