Лоренцо Бернини прожил долгую и насыщенную жизнь, заслужив похвалы и признание всего мира. За это время он успел выполнить множество заказов, и «Похищение Прозерпины» поистине великолепен и величественен.
Скульптура была создана для кардинала Сципиона Боргезе в 1621- 1622 гг., а в 1908 г. перенесена в Галерею Боргезе в Риме. История повествует о мифологическом сюжете, которое имеет максимальный пик развития. Но сперва немного о мифе.
Прозерпина (греч. Персефона), дочь богини Деметры, была очень привлекательной и смелой девушкой. Ей нравилось играть с подругами в лесу и вести вольную и свободную жизнь. Однако её отец (Зевс) был иного мнения. Мрачный Аид выпросил у отца, руку его прекрасной дочки, и должен был забрать её навсегда в своё царство. Что бы проворнее и хитрее поймать Прозерпину, Аид попросил богиню Гею вырастить прекрасный цветок, на который девушка естественно должна была наткнуться. Так и произошло. Когда юная девушка сорвала его, в тот же миг неизвестно откуда появился Аид, и силой утащил к себе в подземное царство. Крик испуганной девушки услышала её мать, Деметра. Долго она искала дочь но так и не смогла найти. На девятый день, измученная и отчаявшаяся, обратилась она к богу солнца Гелиосу. Сжалившись над несчастной матерью, Гелиос рассказал всё как было.
Разгневанная богиня тем, что Громовержец без её согласия выдал дочь замуж, оставила Олимпа. Долго она странствовала в печали, и даже приняла вид простой земной женщины. Вся загвоздка заключалась в том, что Деметра была богиней плодородию. После её ухода с Олимпа, постепенно всё живое начало чахнуть и засыхать. Листья с деревьев стали опадать и вянуть, а трава перестала расти. Зевс понял что сделал, и приказал Аиду вернуть дочь матери. Но хитрый Аид дал проглотить бедной девушке зерна граната. С тех пор одну треть года, Прозерпина возвращается обратно к своему мужу Аиду.
Таким образом древние греки объясняли времена года. Зимой, когда всё замерзает, холодеет и перестаёт расти, Деметра скорбит по своей дочери, которая находится у Аида. А весной она возвращается, и богиня вновь появляется на Олимпе.
Поэт и мрамор
Итальянский мастер воссоздал самый драматичный и эмоциональный момент этой истории. Аид появляется из ниоткуда и похищает не в чём не повинную Прозерпину. У ног пары можно увидеть пса Цербера, охранника мрачного царства, который призван помогать Аиду. Он наблюдает и охраняет своего повелителя. Руки могучего бога с силой и властью сжимают хрупкую деву. Выглядит чем то невероятным то, как пальцы врезаются в плоть Прозерпины. Мозг никак не может понять и объяснить что это мрамор. Камень как будто превратился в плоть или пластилин. Аид выглядит по настоящему царём и властелином. Скульптор мастерски передаёт настроение персонажей и эмоциональное переживание. Мы видим фигуры в движении, во время борьбы. Бернини смог уловить тонкий и неожиданный взгляд на греческий миф.
Эмоциональное наполнение и динамичный сцена, это то чем Бернини удивил весь мир. Он показал что скульптура, это не только красивое тело и виртуозная работа с камнем. А это ещё и драматургия камня, которую ощущаешь спустя несколько веков.