Убеленный сединами рыцарь медленно едет на коне среди восхитительного южного пейзажа. За его спиной - прибрежная горная цепь, еще дальше - лазурь Средиземного моря. Выжженная земля контрастирует с яркой зеленью. Рыцарь опустил голову, как его конь - в обеих фигурах сквозит тоска и усталость. Но при этом - умиротворение, которое пытается нарушить резкое агрессивное грозовое небо. Оно здесь словно напоминание о том, - что у рыцаря за плечами, что в прошлом. А там, в прошлом, конечно, ни намека на умиротворение - там ожесточенные схватки, кровь, огонь, жестокость, борьба.
Это - полотно немецкого художника-романтика Карла Фридриха Лессинга "Возвращение крестоносца". Картина датируется 1835 годом - время романтизма в живописи, литературе, в архитектуре, вообще в искусстве. Художники активно обращались к прошлому, искали героические страницы национальной истории, хотя не только национальной. Средневековье вообще было очень популярным у романтиков, а эпоха Крестовых походов - это своего рода изюминка Средневековья. Самая вкусная и богатая тема.
"Возвращение крестоносца" - это, как обычно у романтиков, в первую очередь образ. Напоминание о потерянном рае, который существовал на Святой земле. На самом деле, не было, конечно, никакого рая, но прошлое очень часто предстает перед нами в очень светлых и романтичных тонах. Эту ностальгию, кажется, и пытается передать Лессинг. Потерянный рай последнего крестоносца. Даже не просто крестоносца - если хотите, всей западной цивилизации, попытавшейся с помощью крестовых походов бросить якорь на востоке. Прочно там утвердиться. Построить рай, чтобы затем его потерять.
Но кроме образа, можно заметить в картине и вполне конкретное. Лессинг написал картину под впечатлением от стихотворения Карла Иммермана "Крестоносцы" - о том, как возвращались домой со Святой земли немецкие рыцари. Судя по одеянию главного героя, мы видим не простого рыцаря, а брата Тевтонского ордена. Даже больше - великого маршала или даже великого магистра. Карл Лессинг напоминает о том времени, когда тевтонцы защищали Гроб Господень, оставались одними из последних защитников Святой земли. Последний оплот крестоносцев - город Акра - пал в мае 1291 года. Самое яростное сопротивление войскам египетского султана Каламуна оказали воины духовно-рыцарских орденов, в том числе Тевтонского.
Можно также предположить, кого именно изобразил Лессинг. Скорее всего, прототипом усталого потерянного рыцаря стал великий магистр Тевтонского ордена Конрад фон Фейхтванген. Именно он в 1291 году, когда Акру - в то время резиденцию ордена - сжимали в тиски отряды сарацин, был избран на этот пост, сменив неожиданно сбежавшего в Германию своего предшественника Бурхарда фон Швандена. И Фейхтванген хоть, скорее всего, и не принимал личного участия в обороне города, не стоял с обнаженным мечом на городской стене, остался в истории как последний тевтонский гроссмейстер Акры. Последний великий магистр Святой земли.
С Фейхтвангеном начинается новая, прусская, страница истории Тевтонского ордена.
©Алексей Денисенков
Понравился текст? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Мечта тамплиеров, или Крестовый поход, которого не было
Кровь Святого города: Как крестоносцы захватили Иерусалим