Поводом для разговора об образах Арлекина и Пьеро в живописи начала ХХ века служит столетие картины Константина Сомова «Арлекин и смерть», написанной в конце октября 1918 года. Но, конечно, свою интерпретацию характеров персонажей итальянской комедии дель арте предлагали и до, и после Сомова. Эти образы вдохновляли импрессионистов и будоражили постимпрессионистов. Их можно видеть на полотнах многих известных художников той поры – от Сезанна (картина 1888-1890 гг.) до Пикассо (работа 1920 г.).
Большой известностью пользуется картина Андре Дерена (1924 г.), по праву считающаяся одним из главных шедевров коллекции парижского музея Оранжери. Усталость от мировой войны, эпидемии испанки, унесшей множество жизней, от расстройства быта и частого в те годы крушения личной жизни показана всеми доступными художнику средствами. У двух совершенно разных персонажей одинаково повернуты головы, оба пустыми взглядами смотрят в никуда, оба ссутулились и своими позами, как, впрочем, и лицами, выражают усталость и апатию. У них в руках музыкальные инструменты, но их никто не слышит, ведь они в пустыне, под ногами – песок, гасящий даже звук шагов, да и на инструментах нет струн, так что это либо артисты с театральным реквизитом, либо аллегория полной бесполезности попыток художников что-то сказать этому оглохшему миру.
Парижские художники создали яркие образы Арлекинов и Пьеро. Но именно для русского авангарда эти гером стали своими, родными, и не случайно, что наши художники буквально сжились с печальными итальянскими масками. В ту пору в моде был декаданс, и «дети луны» – молодых люди, красившие лица белилами, воплощая в жизнь образ Пьеро, не были редкостью в театрах и салонах. Их можно было встретить прямо на улицах военного и предреволюционного Петербурга.
Константин Сомов написал за полтора десятка лет добрую дюжину картин с персонажами комедии дель арте. Но самые удивительные его работы из этой серии посвящены сюжету «Арлекин и Смерть». Именно Смерть оказывается наиболее уместной в эстетике Сомова, мир которого – это театр и литература, которые в 1918-м не могут иметь другого жанра, кроме трагедии. Но поскольку герои все же комические, то они легко и непринужденно относятся к происходящему. Арлекин радуется и даже веселится, и Смерть ему не уступает в позитиве. Улыбающаяся Смерть, которая без напряга, привычно, с шутками делает свое черное дело, как будто выполняет служебные обязанности. И Арлекин, который со Смертью легко общается, и у которого обязанности Смерти не вызывают негативных эмоций. Таково миропонимание Сомова и его аудитории через год после Октябрьской революции и через 4 года после начала мировой войны. Смерть стала настолько привычным делом, что к ней относятся, как к чему-то будничному.
Но самая поразительная картина – это огромное полотно 1914 года, выставленное в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Сразу даже трудно назвать жанр этой картины, редкий даже для русского символизма. Этот жанр – парный автопортрет. Молодые в ту пору художники Василий Шухаев и Александр Яковлев однажды нарядились в костюмы в театре Мейерхольда, и эти, как теперь сказали бы, луки, настолько им понравились, что решено было запечатлеть себя в образах Арлекина и Пьеро. Каждый из художников написал сам себя, и получилась редкая по мастерству картина, на которой двум друзьям очень соответствуют образы комедии дель арте. Мы же говорили, что именно русские художники буквально сжились с итальянскими масками, и вот лучшая иллюстрация этого утверждения.
Удивительно, но после первой четверти ХХ века художники практически перестали писать этих персонажей. Так и получилось, что образы Арлекино и Пьеро, возрожденные веком модерна, так и остались обитателями Европы периода мировой войны и революций.
Верхняя иллюстрация: Василий Шухаев, Александр Яковлев. Арлекин и Пьеро. Автопортреты. 1914. Масло, холст. 210х142 см. Государственный Русский музей. Источник иллюстрации: Викимедиа.
Иллюстрация 2. Поль Сезанн. Пьеро и Арлекин. 1888. Масло, холст. 102х81 см. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Источник иллюстрации: Викимедиа.
Иллюстрация 3. Пабло Пикассо. Пьеро и Арлекин на террасе кафе. 1920. Гуашь, бумага. 226,6х30 см. Музей Уизерспун, Гринсборо. Источник иллюстрации: Викимедиа.
Иллюстрация 4. Андре Дерен. Арлекин и Пьеро. 1924. Масло, холст. 175х175 см. Музей Оранжери, Париж. Источник иллюстрации: Викимедиа.
Иллюстрация 5. Константин Сомов. Арлекин и Смерть. 1918. Акварель, гуашь, бумага. Частная коллекция.
#векмодерна #модерн #1918 #картины1918 #сомов #шухаев #яковлев #авангард #символизм #мирискусства #автопортрет #сезанн #постимпрессионизм #дерен #оранжери