Есть места, которые хранят в себе память о жизни великих людей. Многие из них не сберегли своего первоначального облика, многие ныне забыты. И лишь единицы словно застыли во времени, храня в себе атмосферу прошлого. Погрузиться в начало двадцатого века и стать чуть ближе к талантливой поэтессе Марине Цветаевой, можно, посетив дом в Елабуге, где писательница закончила свои дни.
Это случилось в 1941 году. Кровавая Великая Отечественная война захлестнула огромную страну. Немцы наносили удар за ударом, бомбардировали крупные города и, конечно, Москву. Марина приняла решение, оказавшееся для нее судьбоносным. Вместе с сыном она согласилась оставить столицу и отправилась в эвакуацию. Ее ждал тихий и уютный городок, где писательницу разместили в семье кузнеца и белошвейки. Небольшой сельский домик ничем не отличался от других и вряд ли мог претендовать на то, чтобы однажды превратиться в музей. Но, переступив его порог, Цветаева изменила будущее.
Вдали от привычной жизни женщина, которая не знала душевного покоя и прежде, окончательно впала в депрессию. Спустя одиннадцать дней она решила свести счеты с жизнью, о чем, по личному признанию в предсмертной записке, думала уже не менее года. Марина Цветаева повесилась, использовав для этого обычный крюк в своей новой комнате.
На протяжении многих лет семья кузнеца владела памятным домом. Неоднократно поклонники творчества Цветаевой пытались приобрести его и открыть в стенах здания музей. Это удалось сделать лишь в 2004 году, когда многие вещи уже были безнадежно утеряны, а сама обстановка стала совершенно иной. Тем не менее, основываясь на документальных свидетельствах, воспоминаниях очевидцев и знаниях о быте в середине прошлого века, удалось восстановить вполне достоверную картину и создать уголок прошлого посреди настоящего.
Приходить в музей нужно в созерцательном настроении и желательно в одиночестве.
Здесь не место для шумной болтовни, сплетен, гаджетов. Едва зайдя в сени, чувствуешь, что двадцать первый век с его безумным ритмом и гудками вездесущих машин остается как бы за кадром. Гостей ждут атрибуты былых эпох: шляпа на гвозде, зонт с длинной рукоятью у стены, ручная швейная машинка, плетеные салфетки и многое другое. Интерьер воспроизведен очень детально и практически полностью повторяет тот, что видела Марина Цветаева в дни, проведенные в Елабуге. Только крюк на потолочной балке, невольно приковывающий взор, ныне украшен бронзовыми цветами в знак памяти о трагедии, наложившей отпечаток на судьбу этого места.