Найти в Дзене
Bookaholic

Кадзуо Исигуро «Остаток дня»

Ни одну награду, полученную Исигуро, язык не повернётся назвать незаслуженной – будь то признание «Не отпускай меня» лучшим романом по версии «Тайм», Букер за тот же «Остаток дня» или Нобелевская премия. И с какой точной формулировкой ему присудили Нобелевскую: «Обладающие большой эмоциональной силой романы Исигуро раскрыли бездну под нашей иллюзорной связью с миром». Есть писатели, которым удаётся наделить книгу потрясающей атмосферой, есть те, кто ловко манипулирует сюжетом, у Кадзуо Исигуро же – как ни у кого другого – получается создать мощнейшую эмоциональную связь читателя с героем романа.

«Остаток дня» – роман-воспоминание от лица дворецкого именитого аристократического поместья. Главный герой отправляется в небольшое путешествие по Англии, преимущественно с одной лишь целью – встретиться с бывшей экономкой, много лет назад оставившей работу из-за замужества, и предложить ей вернуться к своей должности в поместье. Движут им, конечно же, исключительно профессиональные мотивы, но во время поездки у героя будет немало времени, чтобы проанализировать события прошлого и не только пересмотреть своё отношение к этой уже немолодой женщине, но и вообще взглянуть на всю свою жизнь под иным углом.

Роман не сложно полюбить не только за эмоциональную глубину или его пронзительность, но и за шанс побывать в голове человека с абсолютно иным взглядом на свою роль и предназначение. Мало кто из читателей узнает самого себя в дворецком Стивенсе, который полностью посвятил себя поместью и его хозяину, отказавшись от личной жизни и проявлений человеческой слабости даже в самых непростых ситуациях. Да, по большому счету это был его собственный выбор, но жалость и симпатия к герою от этого не становятся меньше: вся его жизнь прошла в стремлении стать выдающимся дворецким, и только годы спустя, во время этой короткой поездки, Стивенс осознает, что его идеалы – иллюзорны, а герои, которым он посвятил всего себя, – всего лишь смертные люди. Совсем не идеальные, наделавшие ошибок, преданные забвению.