Самыми значительными памятниками первой половины XI века, в которых уже полностью проявляются все указанные особенности эпохи, являются храм Баграта в Кутаиси, мцхетский собор Свети-Цховели и Алавердский кафедрал в Кахети.
Эти три колоссальных здания, расположенных в разных провинциях Грузии, имеют между собой много общего, но в то же время каждое из них сохраняет свою яркую индивидуальность.
Кутаисский храм был построен первым царем объединенной Грузии Багратом III в самом начале века. «Когда был настлан пол, короникон был 223» (1003 год), говорится в надписи храма (это древнейшие сохранившиеся арабские цифры в Грузии). Летописец, современник царя Баграта, с полным пониманием истинного значения этого изумительного здания как памятника эпохи, рассказывает о необычайных торжествах, устроенных по случаю освящения храма.
В 1691 году, во время нашествия турок из ахалцихского пашалыка, здание было взорвано, и в настоящее время, лишенное купола! и всех сводов, оно представляет собой лишь грандиозную, необычайно живописную руину.
По плану своему храм Баграта непосредственно примыкает к храму в Ошки, но это не простое повторение, а развитие идеи, заложенной в ошкском храме. Кутаисский архитектор также создал триконх с выступающими боковыми рукавами креста, но в то же время он увеличил и как бы обобщил внутреннее пространство: уничтожил маленькие помещения по сторонам южной и северной абсид, сильно расширил западный рукав, разделенный на три нефа и снабженный хорами в виде буквы П (над боковыми нефами и западной частью).
Купол опирался на четыре больших столба, значительно отстоявших от внешних стен и оставлявших много свободного пространства вокруг себя. К западному фасаду примыкали две башни, первоначальный вид которых восстанавливается только предположительно. Западная часть здания с двух сторон была обстроена пышно орнаментированными портиками, сохранившимися лишь фрагментарно. Лучше сохранился примыкающий к выступающей абсиде южный портик с широкой аркой входа и со звездообразным сводом.
Портики, по-видимому, были закончены несколькими десятилетиями позже самого храма.
Внешний абрис здания динамичен, массы многообразны: здесь и выступающие с юга и севера рукава, здесь и галереи, и портики, и башни, придающие храму совершенно своеобразный, отличный от других церковных построек вид. В оформлении стен также сильно проявляется вкус к декоративной изысканности. Храм богато украшен резьбой, в которой легко проследить два хронологических слоя: основные части здания в отношении декора представляют собой раннюю ступень развития; украшение же портиков — массивные капители, покрытые пышными растительными и геометрическими узорами, с изображениями различных животных, базы колонн, орнаменты сводов — стоит на вполне зрелой ступени эволюции стиля.
Русские послы, видевшие храм в XVII веке, рассказывают, что внутри он был украшен росписью.
Свети-Цховели имеет четырехугольную форму. У него только одна, восточная, полукруглая абсида; остальные рукава прямоугольны. Глубокий алтарь, по сторонам которого находятся двухэтажные помещения, так же как и средний западный неф, несколько уже подкуполыюго квадрата. В западной части храма, значительно переделанной, по-видимому, в XV веке, сохранились хоры первоначальной постройки, разбивка же устоев изменилась: вместо четырех пар столбов в настоящее время существует три, и пролеты между ними не одинаковы.
Свети-Цховели богато украшен резьбой. Особенной пластичностью отличаются богатейшие узоры западного фасада. Мастер в отдельных случаях прибегает к полихромии, включая в кладку стен камни различной окраски (восточное центральное окно).
Алавердский кафедрал по своим архитектурным формам и стилю тоже относится к первой половине XI века. Так же как и Мцхетский собор, Алавердский храм много страдал от иноземных завоевателей и от землетрясений. В частности, был разрушен и затем основательно перестроен (но с сохранением первоначальных форм) барабан купола.
Алавердский зодчий, так же как и кутаисский, взял в основу плана триконх. Но здесь все три абсиды заключены в строгие очертания прямоугольника внешних стен. Они приблизились друг к др.угу и слились с мощными подкупольными устоями.
Этот чисто декоративный мотив был подхвачен зодчими эпохи и продолжал жить еще некоторое время.
Внешний вид Свети-Цховели и особенно Алаверди, даже если восстановить портики и приделы, строже, чем облик Кутаисского храма, более динамичного и богато декорированного. Во всех трех памятниках основой фасадной разбивки является декоративная аркатура. Все три восточных фасада разработаны пятиарочной системой с включением двух глубоких ниш, т. е. здесь использован прием, который мы уже встречали в Ошки. Но кутаисский зодчий придал этой аркатуре необычайное изящество и легкость, которые усиливаются наличием высоких спаренных окон алтаря с удивительно тонким простенком.
В других же двух храмах пропорции арок несколько шире и «солиднее».
Храм Баграта, Свети-Цховели, Алавердский храм являются этапными памятниками, утверждающими стилистические особенности эпохи. Непосредственно примыкает к ним построенный почти одновременно с ними (1030) Самтависский кафедрал (Картли, Каспский район). Но в то же время, как в плане, так и в композиции главного — восточного фасада, здесь проявляется ряд новых черт.
План здания сильно упрощен: он стал короче, так что западная пара устоев влилась в западную стену, а восточные подкупольные столбы приблизились к стенам алтаря. Разбивка восточного фасада, имеющая в своей основе ту же пятиарочную систему, превратилась в чисто декоративную композицию. В центральном поле фасада, над главным алтарным окном, появился громадный орнаментированный крест, а под окном два ромба, также заполненные плетением.
Все эти элементы, нанизанные на среднюю вертикальную ось фасада, связаны между собой окаймляющим их валом, который спускается до самого низа фасада, а наверху вливается в глазную арку. По сторонам главной арки расположены дополнительные арочки, также увязанные с валиками карнизов, а несколько ниже — очерченные такими же валиками кружки и кресты. Все это образует непрерывное, чрезвычайно динамичное и напряженное течение пластически профилированных линий. Арочки ниш мастер украсил свешивающимися фестонами, а наличники всех окон — богатой мотивами резьбой.
Продольные фасады храма также разработаны декоративной аркатурой. По смелости и законченности декоративного замысла, по изумительному совершенству пропорций, по блестящему мастерству выполнения резьбы кафедрал Самтависи, несомненно, является одним из значительнейших памятников Грузии. Но его значение не ограничивается одними только художественными достоинствами: план собора в Самтависи, с незначительными изменениями, фактически стал каноническим Hat долгое время; влияние его восточного фасада было также весьма сильным.