Американская революция
Американская живопись XX века двигалась и прогрессировала вместе с экономикой, модой и культурой страны. Именно это невероятно прогрессирующая страна, отобрала пальму первенства у изящной и классической Европы. Совершенно другой образ мысли и стиль жизни популяризируют живопись и искусство в целом. На первое место выходит сюрреализм, неореализм, авангардизм, абстракционизм. В Нью-Йорке рождается абстрактный экспрессионизм благодаря творчеству Марка Ротко и Джексона Поллока, а Энди Уорхол становится культовой личностью благодаря работам в стиле поп-арт. В огромном и сносящем всё на своём пути, потоке «странного», рождается что-то поистине красивое, интересное, трогающее и близкое каждому искусство.
Тихий бунтарь.
Жизнь и творчество американского художника Эндрю Уайета, создаёт совершенно другой мир и другие законы. Художник-реалист придерживается старой школы живописи и практически на протяжении всего творческого пути не отходит от своих убеждений.
На фоне неоднозначных, бросающихся в глаза и кричащих о себе, типичных художников Америки, Уайет писал и работал для себя, в своём стиле не задумываюсь об имидже и популярности. Жена помогала продавать картины и устраивать выставки, но это было непросто. Ведь Эндрю изображал только то, что видел из окна своего домика в штате Мэн.
Для него вдохновением были простые вещи, которые его окружали. Дом, поле, деревья, люди... Проблема в том, что это было «не модно». Высокие ценители искусства не интересовались «примитивным». Они видели в полотнах Поллока и Ротко высший смысл, а здесь только коров и навоз. Но как его любили и ценили простые люди, истосковавшиеся по понятному, настоящему и трогательному искусству. Для них, он всегда был «особенным».
Вид из окна
Наверное главной его работой можно назвать «Мир Кристины» написанной в 1948 г.
С первого взгляда всё понятно и просто: та самая Кристина и вдалеке дом. Реализм в ярком его проявлении. Но не тут то было. Если обратить внимание на детали (а это стоит делать всегда), то женщина уже не выглядит такой беззаботной и спокойной. Тело неестественно тянется вперёд, мышцы на худых руках напряжены, а пальцы скрючены в напряжении. Дело в том, что женщина парализована в нижней части тела.
Натурщицей для этой работы, была реальная женщина, соседка Уайета, которую он знал давно, Кристина Ольсон. Однажды он увидел из окна второго этажа собственного дома, как Кристина ползёт к дому, опираясь только на руки. Первое, что пришло ему в голову: ей надо помочь. Но потом, он решил, что этого делать не стоит. Кристине не нужна была помощь, она прекрасно справлялась сама, и никогда никого не просила о ней. Кристина в 3 года переболела полиомиелитом, но к 30 годам, она уже еле передвигалась. Врачи диагноз так и не смогли поставить, и паралич прогрессировал. Эндрю написал картину, когда ей было около 50 лет.
Дорога домой.
Почему же картина называется именно «Мир Кристины»? На полотне мы так же видим вдалеке дом и вокруг только поле, больше ничего. Для человека с парализованными ногами, преодолевать такие большие расстояния очень сложно и долго, учитывая что она не пользовалась инвалидным креслом. На ферме она жила одна, и что бы содержать ферму, необходимо много сил, а уж тем более когда у тебя такие проблемы со здоровьем. В этом вся её жизнь. Весь мир заключён для неё в этом доме и поле, что вокруг него.
Мне кажется автор не пытается вызвать сочувствие или сопереживание к ней. Она этого не просит. Женщина выглядит сильной, уверенной и не боящийся трудностей. Такой человек вызывает уважение. На картине так же нет ярких красок, атмосфера передаёт некую тусклость и прозаичность происходящего. Цветовая палитра многих работ Уайета, создаёт мощную и сильную атмосферу, в которую хочется проникнуть, попробовать её на вкус, и подумать. Именно подумать. Меланхоличное настроение характерно для многих работ, и этой в особенности. Это даже не грусть, а скорее реальный взгляд на мир, интроверта.
Я проникся это работой, и творчеством художника в целом, моментально. От работ идёт какое-то умиротворение и покой. С одной стороны тихая и спокойная жизнь в загородном доме американской семьи, а с другой трудная, ежедневная работа, которую художник не скрывает и не приукрашивает. Честность — вот что меня зацепило. Возможно, каждый (и я, в том числе) сможет найти себя в образе Кристины. Каждый из нас, двигается в этом мире при помощи своих рук, и путь который нужно пройти ещё не близок.