Не буду напоминать о содержании повести. Вы её должны помнить с 6 класса. Если бы не помнили, то и не кликнули бы по этому заголовку в ленте статей. Верно?
Так вот. Дело тут в следующем.
В описанное Пушкиным (или Белкиным, как хотите) время в дворянской офицерской среде очень было модным не дорожить жизнью. Лицеисты мечтали быстрее повзрослеть, чтобы отдать жизнь родине. Они завидовали военным. Сами же военные бесстрашно шли в бой, а когда войны не было, то и дело дрались на дуэлях.
Нет, жить-то все равно все хотели, как и мы с вами сейчас. Но тогда в головы людям был твёрдо вбит образ бесстрашного и готового в любую минуту умереть человека. Юношей так воспитывали. К этому они сознательно шли. Культивировалось презрительное отношение к смерти.
Мало того, что мода рисковать жизнью прижилась, так ещё и появилась мода показывать это всем всеми способами. Гусарам почему-то надо было постоянно выставлять своё бесстрашие на всеобщий показ.
Если кто-то не выказывал должного презрения к смерти, от него даже могли отвернуться знакомые и друзья. Как это чуть не случилось с Сильвио, когда он не вызвал на дуэль поручика.
Вспомните, как впервые дерутся на дуэли Сильвио и его противник графского происхождения. Граф настолько старается быть равнодушным к направленному на него пистолету врага, что ест черешни и непринуждённо сплевывает косточки. А тем временем в него реально целятся из боевого оружия!
В ту первую дуэль, когда очередь стрелять была за Сильвио, он не стал убивать графа потому, что ясно увидел, что граф жизнью действительно не дорожит. А Сильвио непременно хотел доказать своё превосходство, увидеть страх противника, мольбу о пощаде.
И надо же, он отказался от выстрела, как бы отложив его на неопределенный срок.
Перечитал повесть и ужаснулся злопамятности и коварству этого человека. Ведь Сильвио не просто ждал, когда ему сообщат об очередном появлении графа в Москве. Нет.
Сильвио ждал, когда же граф наконец-то решит жениться. А почему? Да потому что женатый или помолвленный человек жизнью дорожит гораздо больше.
Только представьте, шесть лет ждать, пока другой женится, чтобы прийти и унизить.
И ведь дождался!
Граф действительно сильно занервничал, когда увидел Сильвио в доме своей жены. Жена графа стала просить о пощаде и упала перед Сильвио на колени, отчего он, наверное, в душе просто ликовал. Граф же перешёл на крик, прося решить дело поскорее.
Сильвио мог легко убить графа, но и в этот раз не стал. Уже не потому, что граф жизнью не дорожил. Теперь он ею как раз дорожил. Но Сильвио в это раз захотел уйти, проявив милосердие. Чтобы молча доказать это, он перед уходом всадил пулю в то же самое отверстие на картине, которое проделал выстрелом граф.
И своей цели наш загадочный герой достиг. Граф действительно запомнил его на всю жизнь.