Я влюбилась в портрет "Антрацита" после книги В. Михеева "Сенполии" (1993).
Книга была на русском и английском одновременно, и после прочтения я осталась в смешанных чувствах. Примерно как голодный человек, которого позвали пообедать, а вместо еды подали символические закуски. Мне показалось мало. Мало информации, мало картинок!
Сейчас сожалею, что, прочитав, немедленно кому-то передарила. Вот теперь было бы интересно перелистать, хотя бы с точки зрения истории фиалок в России. Но тогда меня так расстроила скудость иллюстраций, что и мысли не возникло ее оставить на книжной полке. Единственное, что запало в душу, — это рассказ о Борисе Михайловиче Макуни и его фиалках. Хотя и тут подробности не помешали бы.
Самым поразительных из фиалок Макуни показался "Антрацит". Поправку на цветопередачу я, естественно, не делала, тогда мне это и в голову не пришло, а фиалка на старых снимках выглядела изумительно, невероятно, насыщенно синей. Примерно в таком тоне я всегда представляла себе синюю птицу. И черенок "Антрацита" я искала в итоге примерно как герои Метерлинка волшебную птицу счастья.
И... вот он зацвел впервые!
И цвет оказался совсем не тот! Цветки были крупные, красивые, но... как будто слишком тяжелые для цветоносов. У стартера (стартер — фиалочная детка, цветущая впервые) они ложились под горшок, потому что растение, как я предположила, на набрало сил.
Но по мере того, как розетка набирала массу, цветы тоже становились крупнее, и все равно так и норовили прилечь отдохнуть.
Я пробовала с этим бороться за счет удобрений и состава грунта. В книге Михеева было приведено несколько вариантов смеси, которые использовал сам Б.Н.Макуни, и этот раздел я законспектировала. Тем не менее, для "парадного портрета" цветоносы пришлось собирать, и все равно при ракурсе сбоку фиалка смотрелась несколько неряшливо, как плохо выращенная.
Спустя пару лет борьбы с трудным характером "Антрацита" я сдалась, и отказалась от сорта. Второй урок, который я вынесла из этого знакомства, — это что великое искусство фотографии даже лягушку способно превратить в царевну. Что уж тут говорить о фиалках, которые некрасивыми не бывают по определению. С тех пор я зареклась выбирать сорта по фотографиям.
К сожалению, год появления "Антрацита" теперь уже не установить, хотя это и было бы интересно. Сорту явно больше тридцати лет, и его, хоть и с трудом, но до сих пор можно найти по коллекционерам: несмотря на оговорки, все-таки, он обаятельный. Как выяснилось, птица счастья сидела в клетке у дома.
В каталоге ретро-сортов Антрацит (Б. М. и Т. Н. Макуни) числится за реестровым номером 419. Описание сорта:
Крупные темно-синие густомахровые цветы с бахромчатыми краями. Темная зубчатая листва. Стандарт.
Как я размножала пасынками другой сорт Макуни "Очаровательные глазки", можно прочитать здесь.