Найти тему
Artfragment

«Что за кубики?»: революция кубизма за неполные 10 лет

Оглавление

В парижском Центре Помпиду ближайшие четыре месяца будут посвящены кубизму. Здесь отрылась выставка, на которую собрали более 300 картин, скульптур и рисунков самых влиятельных художников направления. Так масштабно о кубизме в Париже не говорили больше полувека — с 1953 года. А ведь именно во французской столице родилось это направление. Рассказываем, с какой картины начался кубизм, почему Пикассо называл Брака «любимой женой» и какие коррективы в направление внесла Первая мировая война.

— Любопытно, что название направлению дал художник, не имевший к нему прямого отношения.

В 1908 году Анри Матисс, рассматривая пейзаж Жоржа Брака «Дома в Эстаке», воскликнул: «Что это за кубики?». А влиятельный художественный критик Луи Воксель придумал термин «кубизм». В своей статье Воксель писал, что творчество кубистов сводится к изображению мира в виде комбинаций геометрических форм и объемов. 

Жорж Брак, «Дома в Эстаке», 1908.
Жорж Брак, «Дома в Эстаке», 1908.

— Отдельное внимание на выставке в Центре Помпиду уделено Жоржу Браку и Пабло Пикассо.

Испанец «пришел» к кубизму в 1907 году. Именно тогда он написал картину, увидев которую даже близкие друзья заподозрили его в сумасшествии. «Когда-нибудь мы найдем Пабло висящим за ширмой», — сумрачно отреагировал на полотно Морис Вламинк. И даже непримиримый Брак сказал Пикассо: «Ты пишешь картины, как будто хочешь заставить нас съесть паклю или выпить керосину». Речь шла в знаменитых «Авиньонских девицах», с которых, как считают эксперты, начался кубизм. 

Пабло Пикассо, «Авиньонские девицы», 1907.
Пабло Пикассо, «Авиньонские девицы», 1907.

— Себя с Браком Пикассо описывал как «связку альпинистов, поднимающихся в горы».

Художники настолько дорожили друг другом, что часто не подписывали картины, отрицая таким образом свой индивидуальный вклад в произведения. Однажды Пикассо назвал Брака своей женой, которая «любила меня лучше всех». К этой шутке впоследствии испанец прибегал не раз. Однажды Брак лежал в больнице, а Пикассо не позволили увидеться с ним. После испанец рассказывал: «Медсестра не пустила меня в его палату. Она сказала, что с ним мадам Брак. Она же не знала, что мадам Брак — это я».

Жорж Брак, «Большая обнаженная», 1908.
Жорж Брак, «Большая обнаженная», 1908.

— Отдельный раздел выставки в Центре Помпиду посвящен кубистическим коллажам.

Кто придумал этот прием — Брак или Пикассо — доподлинно неизвестно. В 1912 году испанец написал «Натюрморт с плетеным стулом» (представлен в экспозиции). В овальную композицию картины он вклеил клеенку с рисунком, имитирующим решетку стула.

Пабло Пикассо, «Натюрморт с плетеным стулом», 1912.
Пабло Пикассо, «Натюрморт с плетеным стулом», 1912.

А Брак в том же году изобрел папье-колле. Это своего рода скульптуры из бумаги, в которых художник использовал газеты, нотные листы, обои, ткани, картон. Пикассо пошел еще дальше и стал использовать в работах части музыкальных инструментов, коробки из-под табака, дерево и металл. Трудно представить, что испытывал парижский зритель начала XX века, пребывавший в эпицентре таких революционных преобразований. Ясно одно — кубизм соединил ранее несоединимые элементы.

Пабло Пикассо, «Виолончель», 1915.
Пабло Пикассо, «Виолончель», 1915.

— Еще один раздел выставки в Центре Помпиду посвящен цвету на полотнах кубистов.

Поначалу казалось, что их произведения тяготеют к монохромной гамме. Все тот же Жорж Брак, который никогда не стремился быть на виду (но при этом сумел стать одной из самых влиятельных фигур кубизма), в работах отдавал предпочтение серому, коричневому и зеленому цветам.

Соня Делоне, «Танцевальный зал Бюлье», 1913.
Соня Делоне, «Танцевальный зал Бюлье», 1913.

Но с 1912 года яркие оттенки стали заполнять кубистические полотна. «У меня краски живые, — говорил Фернан Леже. — Я хотел добиться чистых, локальных тонов, чтобы красный был очень красным, голубой — совсем голубым».

Фернан Леже, «Лестница 19», 1914.
Фернан Леже, «Лестница 19», 1914.

Не менее яркими были картины супругов Сони и Робера Делоне. Их своеобразную трактовку кубизма — муж с женой писали цветные круги, наполненный светом и как будто пульсирующие — поэт Гийом Аполлинер окрестил «орфизмом», проведя аналогию с завораживающей музыкой древнегреческого Орфея.

Соня Делоне, «Электрические призмы», 1914.
Соня Делоне, «Электрические призмы», 1914.

— Переломным моментом для кубизма стала Первая мировая война.

Часть художников, в числе которых был Жорж Брак, Фернан Леже, Альбер Глез, Жан Метценже, ушли на фронт. Другие — Пабло Пикассо, Хуан Грис, Жак Липшиц — продолжали работать в своих мастерских. Некоторые из тех, кто побывал на войне, в своих работах обратились к описанию ее реалий. Что касается Брака, то он в 1915 году был ранен и лишь к 1917-му вернулся к живописи. Вскоре он отказался от рубленой геометрии в пользу более мягких форм и плавных линий.

Жорж Брак, «Мастерская», 1939.
Жорж Брак, «Мастерская», 1939.

— В 1919 году швейцарско-французский писатель Блез Сандрар заявил, что «кубизм крошится».

Но даже за неполные 10 лет существования он сумел совершить революцию. Художники отказались от старых канонов, стали экспериментировать с формой и совмещать ранее несовместимые декоративные материалы в работах. Направление успело оказать заметное влияние на развитие искусства XX века. «Если ты стремишься изучать искусство, то изучай кубизм», — говорил Казимир Малевич.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Все новая скандальная правда о самоуничтожившейся картине Бэнкси —здесь.

Мужчины и картины: о главных страстях Пегги Гуггенхайм читайте в нашем материале здесь.

О том, кто позировал для провокационных картин можно прочитать здесь.